Заграничные паспорта и документы

Современное состояние круизного туризма и его тенденции. Речные круизы европы Что такое круизный туризм

круизный туризм пассажир обслуживание

Идея отдыха на воде и в морских путешествиях была известна со времен древних римлян и греков. Островные страны и страны, имеющие архипелаги и протяженную береговую линию, например Греция, активно использовали морской транспорт для пассажирских перевозок. Активизация круизного дела началась в середине XIX века в эпоху становления туризма. Начало морскому отдыху было положено в Англии. В 1835 г. были организованы и совершались регулярно прогулочные рейсы между Британией и Ирландией. Томас-Кук активно использовал в своей практике организацию всех видов морских путешествий, и одним из популярных рейсов был маршрут из Великобритании в Черное море.

Истинный расцвет круизное дело получило лишь в 70-х годах XX Именно тогда в США была реализована идея круизных путешествий, весьма привлекательных и насыщенных развлечениями. Эта программа была ориентирована на средний класс американцев, которые дали судоходным компаниям прибыльную работу. Организация морских круизов быстро превратилась в прибыльный туристский бизнес. Это произошло благодаря новой концепции методологии обслуживания круизных туристов, которую выдвинул и осуществил главный маркетолог круизной фирмы «Carnival» Боб Дикенсон, ранее служивший в компании Форда.

К этому времени сформировался высокоплатежеспособный спрос на элитный круизный туризм. Были разработаны новые концепции туристского обслуживания с высочайшим уровнем сервиса и, главное, массой разнообразных развлечений на борту судна. Претерпела существенные изменения технология наземного обслуживания, потребовались новые портовые терминалы с высокой пропускной способностью и методы эффективного наземного обслуживания больших потоков круизных пассажиров. Сформировались принципы организации круизных маршрутов. Собственно круизные маршруты можно разделить как:

  • 1. кольцевые маршруты с заходом в 8-12 портов различных прибрежных стран и популярных морских курортов;
  • 2. маршруты «open jaw», когда туристы следуют только в один конец маршрута;
  • 3. кратковременные выходы в море на 2-3 дня для специальных целей, например, для организации игорного бизнеса.
  • 4. прибрежные морские экскурсии и прогулочные рейсы;
  • 5. длительные маршруты и кругосветные путешествия, которые могут длиться до полугода.

По географии активной круизной деятельности выделяются: бассейн Мексиканского залива, Карибского моря, Панамский канал; бассейн Средиземного моря; круизы вокруг Скандинавии с заходом в глубокие норвежские фьорды; круизы вокруг Европы с посещением столичных городов, круизы в Балтийском м продолжительные круизы из Северной Америки вокруг мыса Доброй Надежды, Индийский океан и далее в Индонезию и Австралию; круизы в Океании; круизы и районе Австралии.

Одна из самых крупных круизных компаний - корпорация «Carnival Corp». В ее состав входят несколько круизных компаний: «Carnival Cruise Line» (11 круизных судов), «Holland America Line» (8 круизных судов), «Windstars Cruises» (3 круизных судна), «Seaborn Cruses» 50% (3 круизных судна), «Holland America Westours» (экскурсии, отели, небольшие суда на Аляске), 13 частных компаний проката машин на Аляске, 50% компании, содержащих казино на речных судах в США, 50% «Airtours» (UK туроператор + 3 круизных судна), 65% «Costa Crociere» (7 круизных судов). В целом корпорация предлагает на рынках потребителям почти 20 тыс. мест на круизных судах.

Лишь незначительно отстает корпорация «Royal Carribean», владеющая 19 тыс. мест на круизных судах на 550 круизных маршрутах. Располагает собственным флотом из 9 уникальных круизных океанских лайнеров высшего класса. Имеет в собственности остров Coco Day в Карибском море, предназначенный исключительно для участников круизных туров. Все виды питания предоставляются туристам на лайнере бесплатно, за исключением алкогольных напитков. Туры имеют различную продолжительность - от 3 до 15 дней. Фирма ежегодно обслуживает более 800 тыс. туристов.

Основными потребителями круизов являются американцы, причем наибольший объем круизов приходится на Карибский бассейн (55%), и значительно меньше Средиземноморский (10%). Отдельно выделяются экзотические круизы в район Аляски, которые устойчиво занимают 8,5% рынка круизов в Северной Америке. Компания «Holland America Line» осуществляет 88% всех круизных перевозок в районе Аляски и обслуживает до 350 тыс. туристов ежегодно.

Сегментация потребителей данного вида продукции происходит по следующим признакам:

  • 1. По уровню дохода потребителей. С учетом социального расслоения общества участниками морских (в том числе элитных) круизов являются люди с высоким и сверхвысоким доходом. Участники речных круизов - люди среднего достатка, в ряде случаев пользующиеся социальной дотацией.
  • 2. по социальному составу в круиз отправляются:

семьей (55%);

с друзьями или знакомыми (27%);

в одиночку (18%).

3. возрастной состав участников круизов:

до 25 лет - 30%;

от 25 до 40 лет - 22%;

старше 40 лет - 48%.

Средний возраст участников морских круизов по статистике ВТО составляет 45 - 55 лет.

4. По национальным особенностям туристов. Туристы различных религий и вероисповеданий могут отдыхать и проходить лечение на теплоходе. На теплоходе можно обсудить меню в соответствии с программой лечения и обсудить все вопросы, возникшие у туриста. Обслуживающий персонал рад всем туристам, независимо от их религиозных и национальных особенностей.

Из крупных портовых центров, где развито круизное дело, следует указать Майами (США), Геную (Италия). В Индийском океане первенство держит Сингапур, но активно претендует на титул круизного центра ОАЭ, где активно строят новый порт с глубоководной гаванью. Если в 1993 г. в Дубай совершил заход один круизный лайнер, то в 2000 г. количество заходов составило 170, а в график 2001 г. планировался прием 340 рейсов (75 тыс. пассажиров). Дубай включен в программу гранд-туров и становится популярным круизным центром. В Канаде популярный порт для круизных судов - Ванкувер, в Тихом океане - Гавайские острова, а в России - Мурманск (основной порт атомного флота).

Виды круизов.

Развивая и совершенствуясь, круизный туризм, со временем, претерпевал изменения, ввиду чего появлялись различные виды круизов.

  • 1. Парусные круизные суда. Парусники не теряют свою привлекательность как круизные пассажирские суда и в наши дни. Активно функционирует компания «Star Clippers», осуществляющая на трех роскошных парусных судах «Royal Clipper», «Star Clipper» и «Star Flyer» круизы в Средиземноморье, Карибском бассейне, трансокеанские рейсы, плавание в районе Дальнего Востока. Судно «Royal Clipper» - 5000т, 120 м длина, пять мачт, 106 чел. экипаж, 226 чел. пассажиры, «Star Clipper» и «Star Flyer» - 107 м длина, четыре мачты, 70 чел. экипаж, 170 чел. пассажиры. Регионы плавания определяются сезонными погодными условиями. Продолжительность такого вида круизов от 7 и 14 суток. Стоимость от 2000 до 5000 USD. Каюты разделяются на шесть категорий (включая класс DeLux с двухспальной кроватью), с кроватями twin или двухъярусными койками, имеются трехместные каюты. Все каюты оборудованы душем и санузлом различной комфортности. Компания сотрудничает с British Airways и осуществляет подсадку пассажиров в промежуточных портах. Предлагаются специальные программы для молодоженов, организация конференций, праздников. Обслуживание пассажиров весьма элитное, питание - разнообразное и экзотическое, имеются салоны для некурящих и конечно же возможности для занятия водными видами спорта, интересные экскурсии и многое другое.
  • 2. Круизы на старинных и традиционных парусных судах. Этот вид туризма активно развивается в Европе и США. В частном владении и владении различных компаний сохранилось большое число парусных судов класса «В» (которые вмещают от 6 до 40 пассажиров), построенных в начале века, либо в наши дни, но по старинным чертежам и с соблюдением традиционных методов постройки. Существует два способа отправиться в путешествие: либо купить индивидуальный тур и присоединиться к спланированному маршруту, либо арендовать судно с капитаном и самостоятельно выбрать направление и тематику путешествия. Стоимость круиза варьируется в зависимости от судна, продолжительности плавания и предоставляемых услуг: участие в регате «Катти Сарк-2001» (один переход, 6 дней), например, стоит для взрослого - 551 USD, для молодежи (15-25 лет) - 420 USD. Если взять судно в полную аренду, например, стоимость суточной аренды 24-местной шхуны высокого класса «Najaden» в Стокгольмском архипелаге стоит 5700 USD.
  • 3. Круизный яхтенный туризм. Значительная часть парусных яхт - частные суда. Яхта - это дорогостоящее приобретение, сравнимое по стоимости с высококлассным автомобилем, и поэтому доступна людям состоятельного класса. Кроме того, обслуживание яхты - дело хлопотное, требует специальных знаний и навыков. Отдых на яхте имеет широкое распространение в большинстве развитых стран мира, особенно в Европе, Америке и Австралии. Профессиональных яхтсменов и любителей объединяют яхт-клубы, в которых организуют общение людей, устраивают соревнования, дальние и короткие круизные плавания. В различных странах Европы объединены в Круизные Ассоциации. Например, Шведская Круизная Ассоциация состоит из 150 000 яхтсменов. В России первый яхт-клуб - «Императорский» в Санкт-Петербурге (1846г.), ныне Санкт-Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов. Яхтенные стоянки (марины) предоставляют услуги по хранению и ремонту яхт и катеров. Находящиеся в марине компании предлагают услуги обучения и совершенствования мастерства судовождения, чартера яхт и катеров, специального и текущего ремонта яхт и катеров, спасательные работы, бронирование услуг и фрахта, в том числе через компьютерные сети. Стоимость стоянки катера длиной 10-12 м обходится владельцу в 10-15 USD в сутки. Не всем достается место у причала, некоторые яхты и катера стоят в гавани на буе, с берега к ним добираются на небольшой лодке типа «Zodiak».

Подавляющее большинство частных яхт принадлежат семейным владельцам. Это и определяет специфику яхтенных путешествий. Для семейных яхтенных круизов характерны кратковременные плавания, на «weekend». Очень популярны круизы по внутренним водным путям тем, что можно посетить много интересных мест за короткий промежуток времени.

  • 4. Чартерный круиз на моторной яхте. Моторная яхта представляет собой небольшое частное круизное судно, где часто экипаж превышает число гостей. Владельцы круизеров используют свои суда в двух направлениях: отдыхают сами или сдают в чартер специальным брокерским чартерным компаниям. Такие типы компаний особо распространены в США, Великобритании и Австралии. Продолжительность круиза зависит от желания клиента и в среднем составляет 1-2 недели. Стоимость варьируется от типа и вместимости яхты, количества работающего экипажа и продолжительности плавания. Обычно представляется по схеме «все включено», хотя возможны и другие варианты. Маршрут круизера будет спланирован по желанию гостей. Чартерная компания может предложить ряд интересных идей: приключенческий чартер - круиз в экзотические уголки земли, кругосветный круиз, круизы на Аляску или по реке Амазонке; спортивный чартер - участие или наблюдение за соревнованиями, подводные фотосафари, океанская рыбалка; корпоративный чартер - использование моторных катеров как представительских яхт во время проведения крупных выставок, соревнований, фестивалей (Канский кинофестиваль, Монако Гран-при). Несмотря на высокую стоимость, чартер таких судов очень популярен, бронирование яхт, например на Рождество или новогодние праздники, происходит за 1-1,5 года.
  • 5. Круизы на паромах. В общем случае под паромом понимается специальные плавсредства и суда для регулярной перевозки транспортных средств (вагонов, локомотивов, автобусов, легковых автомашин) и больших потоков пассажиров на небольшие расстояния через водные пространства между береговыми пунктами по типу челноков. На крупных озерных и морских переправах активно используются крупные морские и трансокеанские паромы. Обычно железнодорожный паром водоизмещением от 2 до 6 тыс. т принимает на борт от 20 до 200 вагонов, 100 и более автомашин, 300-800 пассажиров или даже более. Паромы различаются по назначению и соответственно по конструкции - железнодорожные, автомобильные, автомобильно-пассажирские, пассажирские и смешанных типов. Паромы снабжаются откидывающимися аппарелями и устройствами по типу судов для быстрой погрузки-выгрузки транспортных средств. Для большей маневренности суда оборудуются эффективными подруливающими устройствами. На судах предусматриваются каюты для пассажиров, но если судно предназначено для коротких рейсов, то для пассажиров преимущественно предназначаются палубные пространства.

Транспортная характеристика судов.

Морские и речные средства перевозок имеют свои отличные характеристики и особенности, которые учитывают при выборе путей и способов перевозки. Транспортные характеристики судов многочисленны, главные - мореходность, технические характеристики корпуса, его размеры, массовые и объемные показатели, скорость и способность к данному району плавания. Рассмотрим основные транспортные характеристики судов:

  • 1. Мореходность - совокупность основных характеристик судна: плавучесть, устойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость, плавность качки. Важный показатель - прочность корпуса, способного противостоять воздействию массовых нагрузок, волн, льдов, выхода на волну и других. Главные размерные показатели - длина и ширина корпуса, высота борта и осадка. Эти показатели определяют способность судна к формированию пассажирских кают. Размеры судна учитываются при проходе через узкости, по мелководью и под мостами, при заходе в порты, бухты, гавани, при постановке к причальным стенкам и маневрировании.
  • 2. Массовые показатели: водоизмещение и полная грузоподъемность.
  • 3. Объемные показатели: грузовместимость (объем помещений для грузов в куб. м) и пассажировместимость (количество мест, предназначенных для перевозки пассажиров), а также валовая вместимость судна, которая показывает общий объем помещений судна.
  • 4. Показатели скорости: в практике эксплуатации судов различают техническую скорость и среднюю путевую эксплуатационную скорость. Техническая скорость - показатель, который задается заказчиком при проектировании и постройке судна - максимальная скорость движения. И эксплуатационная путевая скорость - достигаемая в процессе определенных условий плавания на маршруте за данный отрезок времени. Эта скорость зависит от условий плавания, включает задержки а шлюзах, портах, изменяется в зависимости от загрузки судна, погодных условий, направления ветра, волнения, ледовой обстановки, глубин.

Технические характеристики судна во многом определяют район плавания. Морские суда делятся на следующие категории:

  • 1. неограниченного морского (океанского) плавания. Это средне- и крупнотоннажные суда, с повышенной прочностью корпуса, высокими мореходными качествами, технические характеристик которых гарантируют безопасность плавания в океане в любых условиях;
  • 2. ограниченного плавания, обычно в пределах одного моря, в облегченных навигационных условиях, как правило, это малотоннажные суда маломерного флота;
  • 3. прибрежного (местного) и рейдового плавания, район плавания органичен рейдами или акваторией порта;
  • 4. смешанного «река-море», служат для выполнения работ на морских и речных путях и системах;
  • 5. суда ледового плавания, приспособлены для самостоятельного плавания в ледовых условиях или следуют за ледоколами. Они имеют повышенную прочность корпуса и защиту винтов от повреждений.

Круизный туризм - перевозки людей водным транспортом.

Круизный туризм относится к специальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма, таких как рекреационный, спортивный, лечебно-оздоровительный, познавательный. Под круизом следует понимать путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров.

Современный водный транспорт в зависимости от сферы обслуживания подразделяется на морской и речной. Водные суда, относящиеся к морскому транспорту, осуществляют международные, дальние и каботажные перевозки. Под международным морским сообщением понимают перевозки пассажиров и грузов за пределы и из-за пределов страны; к дальним перевозкам относятся рейсы между портами одной страны при пребывании морских судов в открытом море; каботажные рейсы осуществляются вдоль побережья между портами без выхода в открытое море.

Суда речного флота осуществляют перевозки пассажиров и грузов по внутренним водным путям, к которым относятся реки, озера, крупные водохранилища, каналы. В свою очередь, речные круизы делятся на транспортные (сообщение между двумя населенными пунктами, работают по графику), туристические (традиционный и специальный маршрут, не более суток), и экскурсионно-прогулочные (внутригородские и пригородные маршруты, продолжительностью до 24 часов). Речные круизы являются довольно популярной разновидностью водного туризма в России.

Круизный туризм в России имеет протяженную судоходную сеть. Основной базой круизного флота России является Новороссийск. Наиболее распространены круизы по Черному и Средиземному морям с заходами в порты Турции, Греции, Италии, Египта, Израиля и Испании. Так же круизный туризм в России предлагает туры по Северному и Балтийскому морям, отправляясь из Санкт-Петербурга и останавливаясь в портах Северной Европы. Среди уникальных российских маршрутов на Дальнем Востоке: круизы вокруг островов Северного Ледовитого океана - Земли Франца Иосифа и Новой Земли, на Северный полюс из Мурманска, вдоль Чукотского автономного округа с посещением острова Врангеля. Несмотря на высокую стоимость таких путешествий, эти круизы пользуются огромным спросом, и места на них заказываются заранее.

Большой популярностью пользуется морской тур вокруг Европы “Одесса - Санкт-Петербург”, который позволяет за одну поездку увидеть почти все основные страны Европы. Единственный минус этого круиза является дорогая стоимость, поэтому пока им пользуется мало Россиян.

Круизный туризм в России имеет хороший флот, который, к сожалению, на сегодня в большинстве фрахтуется иностранными туристическими кампаниями. Также круизный туризм в России нужно обеспечить нормальным портовым хозяйством. Из-за низкого уровня сервиса ограничивается посещение иностранными лайнерами портов России.

Речной круизный туризм в России, в отличие от морского, меньше подвержен погодному влиянию и имеет более информативный план. Наиболее популярные маршруты круизов проходят по Волге. Во времена советского правительства система каналов соединила Волгу и реки Дон, Нева и Ладожское и Онежское озера. На данный момент в нашей стране есть выход к пяти морям Белое, Балтийское, Каспийское, Черное и Азовское. Огромное число маршрутов по этой крупной водной системе сделало Россию одним из лидеров круизного туризма в мире. В настоящее время в нашей стране полным ходом идет возрождение речных путешествий. Привлекательны путешествия, кроме Волги, по рекам Сибири в частности по Енисею, в последнее время растет интерес иностранных туристов к реке Амур.

В Санкт-Петербурге открылся крупнейший в Европе пассажирский порт, построенный по последнему слову техники. На выставке Seatrade Europe 2009 году в Гамбурге питерский порт «Морской фасад» победил в номинации «Лучший транзитный порт года». Большинство круизных компаний швартуют свои суда в Северной столице на 2 дня, а такой чести удостаиваются не более 10 городов мира. Богатейшее культурное наследие и исторические памятники Санкт-Петербурга привлекают не только зарубежных туристов, но и россиян со всех уголков страны. К 2013 году в нем будет закончено строительство 6 причалов. Длина причальной стенки составит около 600 метров, что позволит принимать до 15 больших судов одновременно.

Следующий этап становления круизной индустрии в России - подготовка порта в Сочи, который после реконструкции также сможет принимать круизные лайнеры. В будущем специализированными портами, способными принимать современные круизные суда, обзаведутся Приморье и Калининград.

Необходимость более динамичного развития круизного туризма в РФ ни у кого не вызывает сомнения. Страна обладает для этого уникальными возможностями: она омывается водами двух океанов и четырех морей и имеет самую протяженную береговую линию в мире - 37 653 км.

Туристский бизнес имеет разные формы организации путешествий, и одна из них - круизы. Круиз представляет собой туристскую поездку по реке или морю, как правило, с заходом в порты, на борту специального пассажирского судна. В настоящее время десятки круизных компаний по всему миру эксплуатируют сотни пассажирских судов вместимостью от 70 до 2000-3000 пассажиров и предлагают увлекательные поездки практически в любой регион мира.

По сути дела круиз представляет собой морской или речной тур, в базовую стоимость которого включено комплексное обслуживание на борту судна. В частности: проезд на судне, проживание в каюте (в зависимости от выбранного класса), трехразовое питание, развлечение и, как правило, целый ряд специальных мероприятий на борту судна (праздники, фестивали, конкурсы, концерты и др.).

Авторитетный журнал Guide to cruising рассказывает, что первый круиз состоялся в 1835 г. от берегов Шотландии, вокруг Исландии, к Фарерским островам. А двумя годами позже была образована первая круизная фирма Peninsular Steam Navigation Company, впоследствии преобразованная в успешно действующую и но сей день компанию Р&О Cruises.

Идея путешествий по системе круиза принадлежит американцу Бобу Дикенсону, служащему компании Ford Motors. Им в 50-х гг. прошлого века разработана концепция круизного отдыха, предусматривающая мощную индустрию развлечений на теплоходах: киноконцертные залы, бассейны, казино, рестораны, бары, тренажерные залы, библиотеки, солярии, теннисные корты, площадки для гольфа, а также различные шоу. Круизный туризм получил наиболее бурное развитие с конца 50-х гг. XX в. Цивилизованный рынок круизов возник после 1960 г. К 1980 г. круизный бизнес стали осуществлять уже 15 крупных мировых компаний.

Перевозка туристов водным транспортом включает в себя: морские перевозки и круизы; речные путешествия и речные круизы; путешествия на паромах, катамаранах, яхтах, лодках; морские и речные прогулки; прочие виды водных путешествий.

Водные туристские путешествия имеют целый ряд достоинств: наиболее высокий уровень комфорта; значительный объем единовременной загрузки; возможность реализации различных видов и целей туризма; возможность полноценного отдыха; полный комплекс жизнеобеспечения. Недостатками водных путешествий являются: невысокая скорость движения (но это лишь относительный недостаток); синдром замкнутого пространства; ограниченная мобильность; подверженность части людей морской болезни; в ряде случае!! высокие тарифы.

В соответствии с проведенными опросами «круизных» туристов на различных маршрутах их мотивация выбора круизного отдыха включает: желание отдохнуть на воде и провести отдых в спокойной, размеренной и комфортной обстановке; потребность увидеть новые города, посетить музеи, объекты культовой архитектуры и др.; не иметь забот об организации отдыха и развлечений; приемлемая цена. Комментируя все вышеперечисленные мотивы, следует отметить, что круизный отдых наиболее полезен для здоровья: медленное передвижение по водным пространствам снимает стресс, а свежий воздух способствует оздоровлению организма.

В последнее время круиз - интенсивно развивающийся вид туризма. Число пассажиров, путешествующих на круизных судах, ежегодно увеличивается, соответственно растут и доходы от этого вида бизнеса, поэтому организация круизного вида отдыха - перспективное и прибыльное дело, и знание его основ никогда не будет лишним.

В последнее десятилетие круизный рынок характеризуют четыре фактора: специализация предложения; плавание на небольших комфортабельных теплоходах; соответствие размера теплохода набору услуг; автоматизация. Первые три фактора развились уже в 80-е гг. XX в. в форме круизов-экспедиций, плаваний на роскошных яхтах и огромных теплоходах с числом мест более 2 тыс. Однако в последующие годы эти факторы отошли на второй план, и первое место заняла автоматизация. В круизном бизнесе появилась необходимость создания простого управления информационной системой.

Мировой круизный рынок в настоящее время претерпевает значительные изменения. Прежде всего это связано со значительным ростом популярности морского и океанского отдыха. Число туристов, предпочитающих круизы, в сезон 2004-2005 гг. впервые преодолел отметку 12 млн (для сравнения: в 1999 г. - 10,6 млн), а общая емкость пассажирского круизного флота превысила 255 тыс. кают.

Рынок круизов растет намного быстрее, чем других видов транспортных путешествий (примерно на 6% в год по числу пассажиров). В конце XX в. общее число круизных пассажиров составляло более 8 млн человек, что равняется 1,3% от всех международных туристов. По прогнозам UNWTO, к 2010 г. общее число круизных пассажиров составит 15 млн человек.

Ведущими в мире странами круизных путешествий являются Великобритания, США и Германия. Наибольшей популярностью водные путешествия пользуются в США и Германии. С начала XXI в. круизный туризм завоевал значительные рынки в США, Великобритании и других странах Европы и Азии. Крупнейшим рынком - поставщиком круизных туристов является рынок США. Рост числа круизных туристов в США начался в 1980 г., и его темпы в целом превышают среднегодовой показатель темпов роста туризма в США.

Следующим поставщиком круизных туристов является рынок Великобритании, их среднегодовое число составляет более 300 тыс. человек. Третье место в мире на рынке круизов занимает Германия со среднегодовым числом туристов-круизеров более 250 тыс. человек. В то время как круизный рынок Великобритании в последние годы постоянно рос, рынок Германии оставался статичным. Большой спрос на круизные плавания отмечается во Франции, Италии, Швейцарии и некоторых других странах.

Подавляющее большинство из почти 50 работающих на мировом круизном рынке компаний - североамериканские. Правда, по-настоящему значимых «игроков» сегодня осталось не более 15, а из-за активного процесса слияния крупных компаний и это число постоянно уменьшается. Ярким примером этой тенденции может служить холдинг Carnival DLC - продукт слияния в 2003 г. таких гигантских компаний, как Carnival Cruises и Р&О Princess Cruises. На его долю приходится более половины всех продаж. Вторым заметным «игроком» остается компания Royal Caribbean. Можно отметить холдинг Star Cruises, недавно купивший компанию Norwegian Cruise Lines, а также европейскую Festival и самую дорогую, но и наиболее престижную круизную компанию - японскую Crystal. В первой десятке мегакомпаний - Carnival, Royal Caribbean, Р&О Princess, Star Cruises, Norwegian Cruise Lines, Holland America Line, Festival, Crystal. Среди основных «игроков» рынка из США - примерно 85% компаний, зачастую совершающих плавания иод флагами других государств, - панамским, либерийским или др. Первая тройка лидеров - Carnival, Royal Caribbean, Р&О Princess - и аффилированные в них компании «держат» примерно 81% мирового круизного рынка 1 . Другая тенденция рынка, на которую указывают туроператоры, - некоторое снижение средней стоимости круизов и появление новых круизных компаний, ориентированных на более экономичные туры (например, выделившаяся несколько лет назад из Royal Caribbean компания Islands).

Еще одна особенность современного круизного бизнеса - появление кораблей-гигантов. Ведущие круизные компании устроили между собой настоящую гонку титанов. Она началась с недавнего обещания компании Cunard, совершающей трансатлантические переходы из Нью-Йорка в Европу, построить лайнер Queen Mary II водоизмещением 150 тыс. т. Он должен существенно превзойти суда компании Royal Caribbean и стать самым большим круизным лайнером в мире. Разумеется, Royal Caribbean не осталась в стороне и заявила, что построит еще большее судно - водоизмещением 160 тыс. т. Эстафету подхватил холдинг Carnival DLC, обещающий построить лайнер Ultimate Princess водоизмещением 170-180 тыс. т. Все суда должны покинуть верфи в течение двух-трех лет. Кроме того, в ближайшие несколько лет на воду будет спущено еще около 50 лайнеров нового поколения класса 4-5 звезд водоизмещением 70-100 тыс. т, которые заменят суда постройки 80-90-х гг. Новые суперлайнеры будут вмещать 2,5-3 тыс. пассажиров, они оборудуются аркадами магазинов и ресторанов, казино, ледовыми катками и полями для гольфа (два таких судна уже появилось).

Как и раньше, самыми активными туристами остаются американцы (более 10 млн человек в год), на втором месте англичане (более 2 млн человек). По данным Международной ассоциации круизных компаний - Cruise Lines International Association (CLIA), в первом

" Рейтинги приводятся без учета холдингов, возникших в результате слияния ряда круизных компаний. К примеру, холдинг Carnival DLC поглотил Carnival Cruises и Р&О Princess. Однако рейтинги сводятся по каждой из компаний в отдельности.

квартале 2003 г. в морских круизах побывало около 2,2 млн человек, более 1,9 млн из них были подданными США и Канады. Это почти на 23% больше, чем за аналогичный период 2002 г.

Одной из самых заметных тенденций последних лет является некоторое снижение средней стоимости круизов. Объясняется это тем, что с каждым годом на воду спускается все больше кораблей, которые необходимо загружать. Сыграли свою роль в удешевлении круизного отдыха трагические события в США и война в Ираке. Именно ближневосточный конфликт серьезно помог российским компаниям, работающим на круизном рынке. Дело в том, что из-за военных действий и страха перед террористами самые активные круи- зеры - американцы и англичане - в сезон 2004-2005 гг. значительно реже, чем обычно, бронировали средиземноморские круизы. Обычно уже к апрелю американские компании распродают круизы на все лето, однако из-за отсутствия туристов они были вынуждены значительно снизить цены. Одной из первых специальные цены для россиян ввела компания Princess. К примеру, 12-дневный круиз на Golden Princess (4 звезды) стоил 799 дол. против каталожной цены 3600 дол. Этому примеру последовали Royal Caribbean и Celebrity: аналогичный круиз компании Celebrity на Millennium (5 звезд) стоил всего 899 дол. В результате на отдельных судах россияне занимали второе место после американцев, потеснив англичан, австралийцев и канадцев.

Круиз - это уникальный туристский продукт, сочетающий в себе транспортировку, размещение и развлекательную программу. Основным местом пребывания пассажиров в течение круиза является корабль, и зачастую он и есть главный привлекающий элемент, поэтому особое внимание нужно уделить характеристике некоторых крупных круизных судов и описанию типичной программы пребывания туристов на корабле.

Программы круизных плаваний очень разнообразны. Часть из них посвящается определенным датам, темам, событиям. Например, астрономический круиз, круиз, посвященный году Колумба, и т.д.

Зарубежные круизы традиционно организуются по следующим маршрутам:

  • - по Средиземному и Адриатическому морям;
  • - вокруг Европы с посещением Британских островов и острова Исландия;
  • - по Скандинавским странам с посещением Санкт-Петербурга;
  • - в США, Канаду и Аляску, в том числе из Тихого океана в Атлантический через Панамский канал или вокруг Южной Америки;
  • - через Аравию (Суэцкий канал) в Индийский океан;
  • - по островам южной части Тихого океана (Австралия и Новая Зеландия);
  • - к Гавайским островам и по Карибскому бассейну и другие.

Морские круизы - один из наиболее комфортабельных, а поэтому и наиболее дорогих видов отдыха. Цены же на российские водные путешествия в 3-5 раз ниже общемировых из-за более низкой фрахтовой ставки судов и более дешевого сервиса. По этой причине конкуренция на отечественном круизном рынке существует только между российскими турфирмами и почти отсутствует с иностранными. Занимающие более высокое положение зарубежные круизные фирмы не принимают особых попыток внедрения на российский рынок.

Большинство единиц пассажирского флота страны базируется в Одессе. Это определяет направленность маршрутов морских круизов, представленных на российском рынке. Наиболее частыми предложениями являются теплоходные путешествия по Средиземному морю с заходом в порты Турции (Стамбул), Греции (Пирей), Египта (Порт-Саид, Александрия), Израиля, Италии, Испании и других стран. Пользуются успехом у российских туристов круизные туры по Балтийскому и Северному морям, начинающиеся из Санкт-Петербурга или Калининграда и предусматривающие остановки в портах Северной Европы и Скандинавии. Особо популярен у россиян традиционный морской круиз вокруг Европы Одесса - Санкт-Петербург, позволяющий за одну поездку повидать практически все основные страны Старого Света.

Сроки проведения морских круизов самые разнообразные и в зависимости от направления маршрутов колеблются от одной недели до одного месяца. Начинаться и заканчиваться они могут как в одном порту, так и в разных. Морские круизы еще принято называть авиационно-теплоходными турами, так как туроператоры доставляют клиентов в порт отправления и обратно домой самолетом.

По всему миру насчитывается несколько десятков специализированных круизных компаний, эксплуатирующих от одного-двух до 15-20 пассажирских судов. Большая часть операторов круизов объединена в профессиональную международную ассоциацию CLIA. Она осуществляет координацию круизного бизнеса в международном плане.

Многие туристские агентства, особенно те, что специализируются на отдыхе и круизах, также являются членами этой ассоциации.

CLIA к 2007 г. объединяет около 33 турфирм и более 20 тыс. туристских агентств, занимающихся продажей круизных поездок. Это международный орган, деятельность которого направлена на пропаганду индустрии морских круизов как среди потребителей-туристов, так и среди турагентств. СЫЛ оказывает помощь турагентствам в подготовке специалистов, связях с общественностью и рекламе. Благодаря специальной профессиональной подготовке турагентов и умело проводимой рекламной кампании СЫЛ удалось превратить морские круизы в классический вид отдыха. Из всех круизных путешествий 95% продается через туристские агентства CLIA, причем реализация этого туристского продукта стоит на втором месте после продажи авиабилетов.

СЫЛ делит морские маршруты в зависимости от стоимости дня проживания на четыре категории: экономичные (75-150 дол. в день) - суда компаний Festival, TUI-Thomson, а также бывший флагман «Шота Руставели» - ныне «Лсседо»); классические (100-200 дол. в день) - компании Carnival, Norwegian, Costa Cruises); премиум-кру- изы (150-400 дол. в день) - компании Princess, Royal Caribbean, Holland America); круизы класса «люкс» (до 1000 дол. в день) - компании Cunard, Silversea Cruises, Radisson Seven Seas, Crystal.

Морские круизы признаются самым разнообразным, самым комфортным видом путешествия. Морской круиз - уникальное сочетание покоя с разнообразными впечатлениями и развлечениями. Круизными компаниями предлагается более чем 5000 программ. Отличительная черта всех программ – свобода выбора, безопасность, высокое качество сервиса. Сервис высочайшего уровня является важнейшим приоритетом круизных компаний.

Очень важным преимуществом круизного отдыха является его «внесезонность». Весной и летом традиционными маршрутами являются Великолепное Средиземноморье и столицы Западной Европы, Скандинавия и Норвежские Фьорды, Аляска. Осенью, в разгар "бархатного сезона", очень популярны круизы Средиземноморье-Атлантика. Поздней осенью и зимой лайнеры направляются к берегам Южной Америки, Юго-Восточную Азию, Австралию и Новую Зеландию, Панамский канал, Мексиканскую Ривьеру. Круизы по Карибскому бассейну, Французской Полинезии проводятся круизными компаниями регулярно, круглый год.

По географии активной круизной деятельности выделяются Карибский бассейн (Мексиканский залив, Карибское море и Панамский канал), бассейн Средиземного моря (старейший круизный район мира), круизы вокруг Скандинавии с заходом в глубокие норвежские фьорды, круизы вокруг Европы с посещением столичных городов, круизы в Балтийском море, продолжительные круизы из Северной Америки вокруг мыса Доброй Надежды в Индийский океан и далее в Юго-Восточную Азию и Австралию, круизы в Океании и Австралии. Из крупных портовых центров, где развито круизное дело, выделяются Майами (США), Акапулько (Мексика), Генуя (Италия), Сингапур, Дубай (ОАЭ), Ванкувер (Канада), Гонолулу (Гавайские острова, США).

Появились круизные маршруты в высоких широтах. Так на Аляске обслуживают до 400 тыс. круизных туристов в год. Наиболее экзотичными являются круизы в Арктике и Антарктике. На атомоходах «Россия» и «Ямал» из Мурманска регулярно осуществляется туристический маршрут к Северному полюсу. Маршрут проходит из Мурманска через Землю Франца Иосифа, на Северный полюс и далее возвращается с остановкой на северной и южной оконечности островов Северная Земля - обратно в Мурманск. На Северном полюсе туристам организуется дневная стоянка и широкий ассортимент развлечений, вплоть до купания в полынье. Несмотря на стоимость от 15 тыс. долл. и выше, спрос на круиз очень высок. Популярны круизы к ледникам Гренландии и Исландии. В Антарктике туристы с круизных лайнеров на вертолете или катере посещают побережье Антарктиды. Для подобных круизов используются российские научно-исследовательские суда («Академик Иоффе»). Во время круизов осуществляют спуски на большие глубины в специальных аппаратах. Наиболее известный пример этого - осмотр туристами затонувшего «Титаника».

Одна из самых крупных организаторов круизных маршрутов - корпорация Carnival Corp. Корпорация предлагает на рынке около 20 тыс. мест на круизных судах. Лишь незначительно отстает корпорация Royal Carribean, владеющая 19 тыс. мест на круизных судах на 550 круизных маршрутах. Royal Carribean работает на туристском рынке более 25 лет. Она располагает собственным флотом из 9 круизных океанских лайнеров высшего класса. Имеет в Карибском море собственный остров, предназначенный для отдыха участников круизных туров.

Ведущими странами круизного туризма являются США, Великобритания, Норвегия, Италия, Франция. Основными потребителями круизов являются американцы, причем наибольший объем круизов приходится на Карибский бассейн (55 %) и значительно меньше на Средиземноморский (10 %).

Россия располагает возможностями для развития круизного туризма. В бывшем Советском Союзе главным круизным портом страны была Одесса. У россиян и сейчас очень популярны маршруты из Одессы. Основная база круизного флота России ныне - Новороссийск. Наиболее освоено российскими и украинскими круизными маршрутами Средиземное море с заходами в порты Турции (Стамбул), Греции (Пирей), Египта (Порт-Саид, Александрия), Израиля (Хайфа), Италии, Испании. Пользуются успехом у российских туристов круизные туры по Балтийскому и Северному морям, начинающиеся из Санкт-Петербурга или Калининграда и предусматривающие остановки в портах Северной Европы и Скандинавии. Особо популярен традиционный морской круиз вокруг Европы (Одесса - Санкт-Петербург), позволяющий за одну поездку повидать практически все ведущие страны Старого Света. Но высокая комфортабельность круизного отдыха делает его дорогим и поэтому малодоступным для россиян.

Россия имеет неплохой круизный флот, но в настоящее время он преимущественно фрахтуется иностранными кампаниями. Также круизный туризм должен быть обеспечен качественным портовым хозяйством. Низкий уровень портового хозяйства и сервиса ограничивает посещение иностранными туристскими лайнерами российских портов.

Речные круизы, в отличие от морских, менее подвержены влиянию погоды, более информативны, так как имеют береговой обзор. Наибольшее развитие речные круизы получили в Европе, где имеется протяженная судоходная сеть водных путей. Наиболее популярные маршруты речных круизов проходят по Сене, Эльбе, Дунаю (через семь стран), Рейну (и его притокам). Первое место в речных круизах удерживает Германия, далее следуют Великобритания, Нидерланды, Швейцария, Австрия.

Популярны среди населения и иностранных туристов круизные маршруты по рекам России. Путешествия по Волге стали популярны у туристов еще в ХIX в. В советское время система каналов соединила Волгу через реки Нева и Дон и озера Ладожское и Онежское с пятью морями (Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное). Многочисленные маршруты по этой крупнейшей водной системе сделали Советский Союз одним из лидеров речного круизного туризма мира. Сейчас в России идет возрождение речных круизных путешествий. Кроме Волги привлекательны путешествия по сибирским рекам особенно по Енисею. В последнее время возрос интерес у иностранных туристов к Амуру.

За пределами Европы популярные речные круизные маршруты проложены по Нилу (Египет), Янцзы (Китай), реке Святого Лаврентия, Миссисипи (США), Амазонке (Бразилия).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные виды туризма. Круизная индустрия как быстро развивающийся сектор туристской индустрии. Классификация морских круизных судов. Круизы по внутренним водным артериям (рекам, озерам, каналам). Особенности речных прогулок. Объемы перевозок туристов.

    реферат , добавлен 13.09.2014

    Правовые вопросы регулирования перевозок туристов морским и внутренним водным транспортом. Достоинства, недостатки и мотивация водных путешествий туристов. Круизный бизнес на мировом туристском рынке. Договорная документация теплоходного круиза, яхтинг.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Морские пути. Современные средства морских пассажирских перевозок. Линейные перевозки. Круизный туризм. Паромные линии и переправы через проливы. Парусные круизные суда. Круизы на старинных и традиционных парусных судах. Круизный яхтенный туризм.

    реферат , добавлен 03.06.2008

    Сущность морских круизов и путешествий с комплексным обслуживанием на борту судна. Туристический морской флот России; туристские, прогулочные, линейно-транспортные и специальные рейсы. Услуги на круизе, обязанности сторон при организации морских круизов.

    реферат , добавлен 18.07.2010

    Анализ рынка круизного туризма. История морских путешествий в РФ. Специфика их организации и проведения, проблемы и перспективы развития. Состояние морского транспорта в стране. Страхование круизов. Разработка тура, рекламные меры его продвижения.

    дипломная работа , добавлен 21.01.2016

    Теоретические основы формирования отрасли круизного туризма. Виды круизов, характеристика и подбор судов. Анализ состояния данной сферы в Байкальском регионе. Основные проблемы организации и перспективы развития водных путешествий в Прибайкалье.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Путешествия по рекам и озерам относится к наиболее излюбленным способам отдыха в странах с развитыми внутренними водными системами. Преимущество круизов, осуществляемых пo внутренним водным артериям, над морскими круизами. Внутренний водный транспорт.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2008

    Возникновение и развитие туризма. Формирование и продвижение туров. Услуги размещения и питания в туризме. Классификация гостиниц, основные службы и их назначение. Автомобильные и железнодорожные перевозки. Морские, речные и авиационные путешествия.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2011