Заграничные паспорта и документы

Стокгольмский Архипелаг: Известный в основном только шведам регион для путешествий под парусами. Чем меня удивила поездка в швецию Шведский архипелаг

Приветствую вас, друзья! Хочу рассказать вам, как неожиданно ворвалась в мою жизнь Швеция. Я вертелась в круговороте дел, пытаясь все успеть. Иногда мой взгляд выхватывал чудесную картинку разноцветных фасадов и стройных шпилей Стокгольма из журнала, который по неведомой причине лежал у меня на кyхне. И я нисколечко не подозревала, что поездка в Швецию, как подарок судьбы, уже ждала меня в ближайшем будущем. Буквально через несколько месяцев я фотографировала ту же сказочную картинку лично:

В то время я в рамках бизнес-программы, и идея посетить Стокгольм в выходные родилась спонтанно. От Хельсинки до столицы Швеции регулярно ходят паромы. Одна ночь на Балтийском море – и вы в Стокгольме. Непростительно упустить такую возможность. Путешествие на пароме – это отдельная интересная история для поклонника туризма. Но сейчас я хочу уделить внимание только Швеции.

Острова Стокгольмского архипелага

Наш паром «Viking-line» приблизился к берегам Швеции утром, когда солнце уже поднялось и лучезарно освещало водную гладь и каждый островок, мимо которого мы проплывали. Я поднялась на палубу, и у меня дух захватило от окружающей красоты. Вы только посмотрите на эту идиллию:

Стокгольмский архипелаг состоит из 24 тысяч островов! И хотя с борта корабля мы видели только малую часть архипелага, в поле зрения их было множество. Наш паром лавировал между приличных по размерам обжитых островов и между совсем крохотных кусочков cуши, где мог стоять единственный дом.

Меня поразило, насколько близко к берегу располагались дома, как будто Балтика совсем не шалит, и проживание у самой кромки воды не несет никакой угрозы. Хотя, может, так и есть.

Еще мне понравилось, как шведы бережно относятся к природе. Посмотрите на этот дом, часть которого удерживается на сваях, а ландшафт сохранен в естественном виде.

Знакомство со Стокгольмом

Стокгольм включает в свою площадь 14 островов. Они омываются протоками, которые соединяют озеро Меларен с Балтийским морем. Вот тебе и раз! Я даже не задумывалась, что та огромная акватория, которая расположена как бы внутри Стокгольма, является пресноводным озером, а не морем. Вид с набережной охватывает только часть этого озера:

Больше всего меня, как и большинство туристов, оказавшихся в столице Швеции впервые, интересовали три острова, которые находятся в центре озера Меларен. Стадсхольмен, Риддархольмен и Хельгеандсхольмен выглядят узелком на карте Стокгольма, связывая всю его территорию воедино как с географической точки зрения, так и с исторической. На этих трех островах развивался Стокгольм, начиная с XIII века.

Гамла Стан

Весь Стадсхольмен занимает . Узенькие улочки старого города петляют между ярко окрашенных домов, неожиданно выводя на небольшие площади.

Здесь уютно, вкусно пахнет свежей выпечкой. Транспорт по таким улочкам не ездит, зато ходят толпы туристов.

На этом же острове находится королевский дворец. Это действующая резиденция, однако, ее часть предоставляется посетителям для осмотра. Экскурсия по королевским покоям занимает 3 часа. Приятно удивляет демократичный подход королевской семьи к доступности кабинетов и залов дворца. Такая же доверительная свобода наблюдается и в поведения караула.

Что-то это напоминает… Наверное: «Отдыхайте! В Шведском королевстве все спокойно»))

Рыцарский остров

Называют Риддархольмен. На этом островке находится главная и самая древняя церковь Стокгольма.

Достопримечательность XIII века имеет прямое отношение к королевскому роду. В церкви похоронены все короли, правившие Швецией до середины XX века.

Рядом с храмовым комплексом на острове сохранился замок Врангеля, обогнув который можно выйти на просторную набережную озера Меларен. Виды отсюда замечательные и на противоположный берег, и на ратушу, где проводят торжества по случаю вручения Нобелевской премии.

Остров Святого Духа

Еще один крошечный островок примыкает к тем двум, которые я уже представила, рядом с королевским дворцом. Все его называют островом Святого Духа, забыв об официальном наименовании Хельгеандсхольмен. Остров насыпной, сформирован на основе небольшого естественного. Сейчас он имеет практически идеальную эллипсоидную форму. Половину острова занимает величественное здание парламента. Риксдаг – так называют в Швеции место заседания общественных деятелей.

Но, не подумайте, что все прелести Стокгольма на этом и заканчиваются! Находясь на набережной у Королевского дворца, вы обратите внимание на следующий остров – Юргорден . Его называют музейным островом, потому как там действительно много музеев. Наибольшей популярностью пользуются большая территория музея под открытым небом Скансен, огромный павильон с торчащими над ним мачтами корабля Васа и Юнибаккен, где обитают персонажи произведений Астрид Линдгрен. А начинается путешествие по острову с шедевра северного архитектурного стиля – музея Nordiska . Интересен не сам этнографический музей, а великолепное здание с черными куполами, украшенными позолотой.

Дорогие друзья! При всем желании я не умещу все свои впечатления о Стокгольме в одном рассказе, поэтому напишу об этом отдельно. Моя поездка в Швецию прошла на одном дыхании, поразив красотой Стокгольма.

И еще был повод удивиться во время этого визита в Швецию, в таком, можно сказать, глобальном смысле. Так случилось, что в самом центре Шведского королевства, на одной из улочек средневекового Стокгольма, в кафе нас обслуживал болгарин, очень неплохо владеющий русским языком. Это меня так порадовало. Я на каком-то физическом уровне ощутила, как стираются границы между странами Европы, да и во всем мире. Мы живем в то время, когда совсем не важно, из какой ты страны, и какой национальности. Вокруг тебя такие же люди, доброжелательные и открыты общению. Впрочем, я в этом не раз убеждалась, но поездка в Швецию открыла мне глаза на эту интеграцию в полной мере. Друзья, путешествуйте! Общайтесь, говорите на любом языке. Пусть это будет гремучая смесь из родного, иностранного лексикона и жестов – все равно вас поймут. Как и вы поймете все, что вам необходимо.

Ваш euro-проводник Татьяна

Одно из самых удивительных мест в Швеции, которое дает шанс увидеть паром Рига-Стокгольм - это Стокгольмский архипелаг. Посудите сами! 24 тысячи скалистых островов и скал разбросанны в радиусе 100 километров. Даже сам Стокгольм наполовину принадлежит к этому архипелагу, захватив аж 14 островов разной величены. Лицезреть эти клочки суши сущее удовольствие для любого путешественника.


Самое главное здесь - не проспать. Встать надо с первыми лучами солнца и, одевшись потеплее, поспешить на верхнюю палубу. Практически в полном одиночестве стоит встретить этот великолепный рассвет. Компанию Вам разделят разве что ещё парочка таких же неугомонных пассажиров в фотоаппаратами на перевес, да несколько молодых людей, чуть живых после бессонной тусовочной ночи в недрах парома.


Настоящее чудо видеть, как в лучах утреннего солнца появляются первые клочки скал. Затем их становится всё больше. Островки, словно грибы начинают лезть со всех сторон. Их голые камни покрываются скудной северной растительностью, а вместе с сосновыми рощами на них появляются и первые рыбацкие домики.


Дальше - больше. Вот уже видны и первые посёлки. Дома становятся всё больше и шикарней. Неизменно лишь одно - возле каждого такого строения обязательно присутствует и небольшая пристань. Места эти не пригодны для сельского хозяйства. Даже нормальный огород тут вряд ли вырастишь. Испокон веков эти земли были водчиной рыбаков.


Однако рассудительные шведы нашли им и другое применение, начав строить здесь свои летние резиденции, аналоги наших дач-фазенд. Зимой они пустуют, а летом шведы вырываются сюда на лоно природы порыбачить, заняться яхтингом или просто наслаждаться чистым морским воздухом. Основной вид транспорта на архипелаге водный.


Где-то островки соедененны мостами, где-то паромами. А проще всего сюда приплыть на собственном плавсредстве. У зажиточных шведов с этим проблем нет. Согласитесь, приятно иметь с своих владениях маленький островок.


А ведь из всего Стокгольмского архипелага обжито всего лишь небольшая часть. Как бы там нибыло места эти суровые, море холодное, погода непредсказуемая. Не каждому по душе такая собственность, требующая немалых капиталовложений. Да и берегут шведы это божий дар, кому попало не распродавая и не делая на этом сомнительный бизнес.


В какой-то момент мы проплываем круглые сооружения с башенками. Этот старинный шведский форт служил основным пропускным пунктом на подступах к Стокгольму. С приближением шведской столицы становися больше не только домов, но и фабичных труб, и хранилищ.


Тем не менее Стокгольм лидирует, как один из самых экологиски чистых городов мира. Даже выловленную в самом центре города рыбу, можно без опасений употреблять в пищу. Количество заводов и фабрик здесь тоже минимально, а штрафы для нарушителей чистоты максимально высоки.


Одна из забав на борту парома - кормить чаек. Птицы могут выхватывать приготовленное для них угощение прямо из рук, стоит лишь их вытянуть вверх.

День 1. Стокгольм

Заселение на лодку, знакомство, инструктаж, осмотр достопримечательностей.

День 2. Переход на остров Ваксхолм

В этот день мы посетим одну из красивейших цитаделей Швеции - крепость Ваксхольм, мощные каменные бастионы которой возвышаются между островами Ваксён и Риндё. Черные провалы бойниц, свидетели не одного морского сражения, казалось бы, следят за мирно спящим городком. Серые волны залива вплотную подходят к неприступным стенам цитадели. Она занимает стратегически важное место и, по сути, перекрывает все доступы в столицу. Её называют Шведским Кроштадтом. В "Линию Ваксхольм" входят не только собственно цитадель, но ещё пара дюжин фортов и батарей на островах Стокгольмского архипелага.

День 3. Переход на остров Сандхамн

Сандхамн - остров стокгольмского архипелага, известный тем, что здесь каждый год проходит королевская регата. Здесь располагается Королевский яхт-клуб, спа-отель, множество ресторанов и кафе. На этом острове, расположенном на краю архипелага, есть прекрасные белоснежные пляжи и живописные скалы, где можно отдохнуть от суеты и насладиться скандинавской природой. Так же мы побываем на соседних островах, сходим в настоящую шведскую баню и посетим маяк-крепость, оборонявший эти места.

День 4. Переход на остров Утё

Остров Утё славится богатым историческим наследием. Он был населен еще до эпохи викингов. С XII века до 1879 года островитяне добывали здесь железо. С ветряной мельницы, датируемой 1791 годом, открывается восхитительный вид. В настоящее время Утё - один из популярнейших курортов в Стокгольмских шхерах. Здесь мы погуляем по экотропам, желающие смогут взять в аренду велосипед и объехать остров по многочисленным веломаршрутам...

День 5. Переход на остров Нюнесхамн

Нюнесхамн (швед. Nynäshamn) - портовый город в Швеции, расположенный на южной оконечности полуострова Сёдертёрн. Является административным центром. Нюнесхамн возник как дачное местечко на перекрёстке морских путей. В 1901 году его со Стокгольмом связала железная дорога, и к 1911 году его население возросло до 1700 жителей. Сейчас городнасчитывает около 14000 жителей и в летние периоды еще столько же гостей. Прогулка по этому красивому городу и окрестная природа острова оставит яркие и незабывамые впечатления.

День 6. Переход в Даларё

Остановимся в уютной гавани близ города. Погуляем по его милым улочкам, отведаем местной кухни и отправимся исследовать одноимённый форт, построенный в 1656 году на островке Стоккшерсхольмен, расположенном двумя километрами юго-западнее Даларё.

День 7. Возвращение в Стокгольм

Ошвартуемся на месте старта, погуляем по старому городу и устроим заключительный пир. Ночевка на яхте.

Стокгольм – прекрасный город, радующий своих гостей необычными архитектурными и культурными памятками и не менее прекрасными природными достопримечательностями. Одной из таковых можно назвать Стокгольмский архипелаг, представляющий собой большую группу островов, расположившихся в Балтийском море. Эта живописная местность считается одним из лучших уголков для отдыха в Швеции и пользуется большой популярностью среди туристов и жителей столицы.

Острова Стокгольма. Их история и современность

Ландшафты на протяжении всей своей истории достаточно активно видоизменялись, это преимущественно связывают с ежегодным поднятием суши на несколько миллиметров. Так, произошло и с архипелагом, еще несколько веков назад он был лишь небольшой территорией, на которой проживали местные рыбаки, а сейчас является одним из самых популярных мест для отдыха не только жителей столицы, но и приезжих.
достигает длины практически в 80 километров и имеет в своем арсенале около 30 000 островов разных величин и скал. Некоторые из его островков гордятся своим многочисленным населением и имеют славу мест лучших летних вечеринок, другие представляют собой практически нетронутые человеком скалы и поросшие травой холмы.
Между островами можно путешествовать с помощью ресурсов стокгольмского флота, насчитывающего около 100 белоснежных теплоходов, которые, несмотря на технический прогресс, продолжают передвигаться на пару. Такие короткие морские путешествия часто становятся прекрасным вариантом для романтического ужина или просто интересной прогулки.
Каждый из островов архипелага – это отличное место для плодотворной рыбалки, на многих из них можно даже арендовать лодку или парусник для этих целей. Кроме того, в некоторых местностях предоставляют услуги аренды велосипедов или лошадей.

Стокгольмский архипелаг: самые примечательные места

Среди невероятного разнообразия природных особое внимание стоит уделить некоторым, самым интересным островам. К ним относятся:
1) Sandhamn – крупный остров, имеющий славу главного причала. От него очень удобно отправляться в морское путешествие на яхтах и кораблях. Кроме того, именно с этого острова стартуют крупнейшие регаты в Балтийском море. Также его территория считается наиболее подходящей для пляжного отдыха.
2) Lidingö – лучшее место для любителей прогуляться по садам и паркам. Он знаменит благодаря своим многолетним насаждениям, которые были высажены еще несколько веков назад, а также небольшими современными домиками, идеально подходящими для скромного отдыха.
3) Vaxholm – огромный участок, называемый городом. Его население достигает 5 тыс. человек, а особенностью считают повсеместное размещение исключительно деревянных домиков и потрясающий замок, сооруженный при Густаве Васо.
4) Nåttarö – прекрасный островок для почитателей экстремального отдыха среди гор и пещер.

Стокгольмский архипелаг: где остановиться?

Огромное количество островов стокгольмского архипелага открывает прекрасные возможности для отдыха и туризма. Однако, несмотря на множество таких участков суши среди моря, приспособленными к проживанию людей считают всего около тысячи, поэтому весьма непростым можно назвать выбор места для остановки среди всех этих природных красот.
Следует отметить, что независимо от выбранного вами островка наиболее интересные местности можно посетить с помощью регулярно плавающих катеров, пароходов и иных водных средств.
Найти место для ночлега на просторах самой популярной природной достопримечательности Швеции можно на наиболее развитых островах, на которых располагается множество бунгало, домов и даже вилл. Поэтому конкретное помещение зависит от ваших предпочтений и толщины кошелька. Кроме того, на территории архипелага располагается множество отелей с различным качеством обслуживания и комфортабельностью номеров.

Стокгольмский архипелаг: как добраться?

Острова Стокгольма простираются вдоль восточной границы шведской столицы. Добраться до него можно сухопутным транспортом или по морю. До этой живописной достопримечательности следуют:
— автобусы, например, пассажирские автомобили, следующие по маршруту №670.
— поезда
— корабли и пароходы, они отправляются с пристаней Blasieholmskajen и Nybroviken.

Всего лишь после нескольких дней путешествия на парусной яхте по бескрайнему Стокгольмскому архипелагу, Крис Бисон понял почему шведские яхтсмены так редко выходят за пределы Балтийского моря.

30,000 островов входят в состав Стокгольмского архипелага вот почему не хватит, всей жизни, что бы их исследовать хотя практически все они расположены на расстоянии однодневного перехода от центра Стокгольма.

Мне повезло в жизни путешествовать под парусами в самых разных частях земного шара и я всегда удивлялся почему среди множества наций на воде так редко можно встретит Шведов. Как это возможно? Исторически так сложилось что шведы нация мореплавателей и бесстрашных искателей приключений.

Может ли Северное море быть настолько непреодолимым барьером для этих морских разбойников? Ответ, однозначно нет. Это все происходит потому что, шведские прибрежные воды щедро усыпаны бесконечным количеством островов, которые настолько привлекательны, что шведам просто нет необходимости плыть куда либо еще. Все, что необходимо настоящим искателям приключений щедро разбросано на расстоянии нескольких миль от Шведского побережья.


Stockholms Skärgård , или Стокгольмский архипелаг, можно сравнить, с коробкой изумительного шоколада, 30000 очаровательных гранитных островов, каждый со своим собственным характером, историей и дикой природой. Все они формируют центральную часть огромного архипелага состоящего из более чем, 100000 островов – который является самым большим в мире архипелагом. Температура воздуха летом может достигать 25 – 29 градусов Цельсия, погода в целом похожа на то, что мы можем встретить в северных штатах США в основном формируется Азорскими антициклонами. Летом есть вероятность в 25 % того, что ветер будет дуть с силой в пять баллов, но при этом поверхность воды остается почти ровной без волн, в случае шторма укрытие всегда рядом. Приливов и отливов нет благодаря очень узкому входу в Балтийское море. Течение, которое несет почти, что пресную воду на выход из моря возникает из-за большого количества талой воды, которая накапливается в северной части моря. Соленую воду заносит в Балтику из Северного моря подводными течениями.

Это не секрет что гранитный архипелаг, имел множество разных опасных мест, которые были известны в основном местным рыбакам и капитанам паромов. Только с появлением GPS навигации Skärgård открылся для большинства шведов. Практически все скалы и мели хорошо обозначены на картах включайте зуммер эхолота по громче и вы вне опасности. Зря не рискуйте, установите на эхолоте минимальный уровень глубины с запасом потому что из-за колебаний атмосферного давления уровень воды может изменяться на метр.


Центральные острова Skärgård, те которые находятся поближе к материку, значительно больше, выше, достаточно плодородные для того что бы на них рос густой лес и были построены дачные дома жителей Стокгольма. Внешние острова архипелага Skärgård больше открыты стихии и имеют более дикий вид. Эти острова меньше и ниже. Воздействие древнего ледника оставило на этих скалах некоторые остатки почвы и только самые стойкие и выносливые растения смогли прижиться на этих камнях. Очень редко на них можно встретить летние домики красного цвета или же общественные сауны, но большинство этих островов остаются нетронутыми.

В Skärgård обычно заходят через Sandhamn на востоке, Söderarm на севере или Dalarö на юге, их окончанием считается маяк на Svenska Högarna, самом восточном острове архипелага, который находится всего на расстоянии 45 миль от центра Стокгольма, остров Arholma на севере находится на расстоянии около 80 миль от самого южного острова Landsort. Этот захватывающий уголок дикой первозданной природы шириной меньше чем однодневный переход, но вы можете, исследовать его всю жизнь и никогда не высадится на один и тот же остров дважды.

Мы встретились на нашей яхте Arcona 380, возле штаб квартиры верфи Arcona, которая находится в городе Gustavsberg на острове Värmdö, это всего лишь в двенадцати милях на восток от центра Стокгольма. Torgny After и Ewa Jansson , наши хозяева и гиды приготовили запасы еды и под мотором мы вышли на запад через узкий проход из Густавсберга в направлении более широкого Baggensfjärden.

Пришли небольшие порывы ветра, мы подняли грот. Очень низкие удивительно плоские как блины гранитные камни остались по левому борту мы поставили стаксель и повернули на юг до того как на нас неожиданно налетел шквал. У шведов было очень плохое празднование середины лета в 2014 году, холодные северные ветры снижали температуру воздуха в два раза до 11 градусов Цельсия. Мы прошли мимо роскошного здания Шведского Королевского яхт-клуба Royal Swedish Yacht Club’s (KSSS) в Saltsjöbaden.

Дальше на юго-восток находится остров Ingarö Fjärden , на котором расположено много летних домов жителей Стокгольма, они разбросаны в густом лесу вдоль крутого берега острова Ingarö до самого входа в гавань. Эти дома самые разные — от шедевров современной архитектуры с собственными саунами и причалами возле которых покачивается яхта, до характерных домиков построенных из обрезных досок с белыми окнами, почти все эти дома ржаво–красного цвета покрашены традиционной для Швеции краской, из окислов меди и железной руды.


В Nämdöfjärden, нам пришлось взять два рифа потому что ветер усилился до пяти баллов, дальше мы повернули на северо-восток и ждали порывов до восьми балов которые могли подуть слева между островами. Протиснувшись в узкий проход межу островами Hasselö и Skarprunmaren мы зашли в хорошо защищенную гавань для гостей Sandhamn на острове Sandön, где пришвартовались прямо на набережной.


Sandhamn так же популярен среди яхтсменов в Швеции как остров Cowes возле Мельбурна в Австралии. Мы пришли сюда в конце июня на острове, было всего около 30 гостевых яхт. Но в июле, когда вся промышленная Швеция закрывается на период отпусков, Sandhamn становится местом бесконечного фестиваля, на который в огромном количестве прибывают отдыхающие, в это время года паромы работают как водное такси безостановочно. Непосредственно к зданию Королевского Яхт Клуба примыкают три ветки причалов покрытых почерневшими от времени досками, эти причалы могут принять 240 яхт, импозантное здание яхт клуба построенное в 1897 году доминирует над бухтой. Электричество и вода доступны, топливо также. Есть пекарня, несколько ресторанов, магазин и бар все это непосредственно на набережной. Нарядные летние домики также готовы принимать гостей, но большинство местных живут немного дальше в глубине острова в небольших домах огороженных низкими заборчиками, которые разбросаны вдоль узких извилистых улиц.


Дождь и ветер вечером утихли и утром мы проснулись в гораздо более комфортной среде. После быстрой прогулки по берегу мы позавтракали на борту и протянувшись на носовых швартовах вышли из гавани. Обогнув остров Сандён, мы направились на юго-запад с приличной скоростью в 8 – 9 узлов скользя мимо подушек из гранита которые не только защищают от волнения открытого моря но также могут быть невидимым препятствием для киля под водой Расстояние в десять миль, на юго-восток до острова Bullerö мы прошли очень быстро, после того как мы вошли в узкий извилистый пролив мы убрали паруса и запустили мотор.

Пока Ewa готовила концы и трап для схода на берег, Torgny пытался найти подходящее место для якоря передвигаясь под двигателем первая попытка была неудачной, якорь упал на гранитное днo , определившись с местом высадки на берег мы нашли подходящий участок дна где якорь хорошо зацепился за ил. Заведя якорный конец на лебедку грота, Torgny передал управление Еве Ewa и с носа прыгнул на берег.


Torgny завел швартовый конец с наветренной стороны, затем отрегулировал длину кормового и носового концов таким образом что бы было удобно высадиться на берег и при этом не повредить нос яхты о скалу. Закрепив дополнительный конец длиной 50 метров за рым на берегу и заведя четвертый швартов с противоположного борта мы надежно зафиксировали яхту и после этого высадились на берег исследовать остров.

Bullerö лиственный лес в море, уникальный остров для этой местности а также для архипелага Åland. Начиная с 1653 на острове поселились земледельцы, которые выращивали овощи и картофель, они сами таскали за собой деревянные плуги потому что не могли прокормить лошадей в течении зимы, поселенцы ловили рыбу отстреливали морских котиков и морских птиц. Однако с развитием индустрии на материке жизнь на острове стала очень непривлекательной и в начале двадцатого столетия остров опустел.


В 1908, известный шведский пейзажист Bruno Liljefors купил остров Bullerö и еще 300 островов вокруг него, он построил на острове охотничий домик и несколько мастерских. В 1923, Liljefors продал архипелаг своему другу, газетному магнату и опытному яхтсмену Torsten Krüger, который расширил владения, докупив еще 600 островов. Он также был импресарио таких звезд Голивуда как Charlie Chaplin, Errol Flynn и Mary Pickford все они гостили на острове Bullerö. Часть истории острова связанная с Крюгером полна неожиданных поворотов и захватывающих историй, но она слишком большая и яркая для нашего очерка.


Сын Крюгера Krüger Бьйорн Björn, оказался страстным любителем природы, он протестовал против варварского разорения птичьих гнезд, в те времена птичьи яйца считались вполне традиционной едой. Он разводил на острове очень редких морских орлов и филинов, а также другие исчезающие виды местных птиц. Так получилось само собой, что его частные владения превратились в заповедник. Когда в 1967 году Бьйорн Крюгер решил продать свои острова компания Shell, предложила ему 80 миллионов шведских крон SEK80m (£5.5 миллионов фунтов), но вместо этого, он продал все 900 островов шведскому государству — за 3.8 миллиона шведских крон SEK 3.8m (£260 тысяч фунтов) с условием, что острова сохранят свой защищенный статус. В 1976 был основан государственный заповедник, и часть островов с февраля по август закрыта для посещения ради защиты птичьих гнезд.


Писатель и художник Альберт Енгстрем Albert Engström, один из представителей культурного сообщества Liljefors , рассказывал о небывалой концентрации счастья на нетронутом и заповедном клочке суши которым является остров Bullerö действительно я понимаю, что он имел в виду. Возможно что заповедный статус создает это чувство защищенности и первозданной чистоты которое я почувствовал здесь. Этот остров как будто королевство для детей весть остров от края до края всего лишь полторы мили с небольшими холмами с вершины которых можно рассматривать бахрому леса миниатюрные луга и крошечные бухты все доступно для первооткрывателей, все время пока я был на острове я не переставал улыбаться.


Вернувшись на борт, мы продолжили наше путь далее на юго-запад в природную гавань Koxviken на острове Biskopsön мы шли до тех пор пока мы не увидели очень редкую старинную яхту: Beatrice Aurore. Это типичная шхерная крейсерская яхта построенная в 1920 году в соответствии с правилами 150 квадратных метров парусности, которые были разработаны в Стокгольме в 1908 году. Несколько лет назад кран случайно раздавил ее при неудачном спуске на воду. Синдикат из десяти любителей старинных яхт полностью восстановил эту двадцати двух метровую классическую красавицу и теперь она развлекает своих новых владельцев все лето каждый по очереди путешествует на яхте одну неделю.


Определившись с местом стоянки Torgny забросил надежный якорь затем забил в скалы на берегу несколько стальних костылей с петлями для крепления швартовых, Ewa навела порядок на носу. Надежно пришвартовав яхту мы с удовольствием любовались красотой места нашей ночной стоянки.


После короткой прогулки по острову, во время которой мне не довелось встретить ни одного из 50 оленей которые заполонили остров с тех пор как они на нем поселились в 1920-тых годах. Я вернулся на яхту отведать шведское мясо гриль. Его начали мариновать на яхте затем на берегу его пожарили на гриле и съели на борту. Еда которая готовится на гриле всегда намного вкуснее чем та которая готовится на плите тем более в условиях дикой природы. Мы хорошо поели выпили и наблюдали за тем как садится солнце но ночь никак не наступала. В полночь было достаточно светло для того чтобы читать. «Белые ночи» — это дополнительное и очень редкое удовольствие доступное летом в этих широтах.

Мы знали, что уже сегодня окажемся обратно в Великобритании, но все еще не верилось что это возможно. После завтрака мы убрали носовые швартовы Torgny в это время выбил костыли обратно и мы заскользили вдоль нашего последнего отрезка пути длиной в 30 миль, в конце которого Torgny пообещал высадить нас на берег в городе.

С попутным северным ветром мы вошли обратно внутрь архипелага Skärgård, прошли мимо Ingarö Fjärden и оставили за бортом Saltsjöbaden. Я думал, что дальше мы войдем в Baggensfjärden и пройдем вдоль Gustavsberg, затем на береу сядем в автомобиль. Но как оказалось, я ошибался.


Мы убрали паруса и пошли под мотором, я переживал что мы влетим прямо в берег но как оказалось за поворотом открылся вход в прекрасный пролив который называется Baggensstäket, по обеим берегам этого пролива выстроились в ряд небольшие летние домики которые стоят астрономических денег. Baggensstäket это самый древний вход в Стокгольм: по нему в город попадали торговые суда; а также чума, которая была занесена в город из Эстонии в 1710 ; также по этому проливу в город пришло известие о победе шведов на русским в 1719 году.


Узкий канал вывел нас в Lännerstasundet перед тем как повернуть на север в Skurusundet , обрывистые берега которого застроены роскошными домами каждый с собственным причалом и местом для хранения лодки зимой когда вода замерзает. Затем мы вышли на фарватер, который используется огромными круизными судами которые заходят в Стокгольм и пошли прямо на восток по реке Norrström к средневековой части Стокгольма которая называется Gamla Stan . Наша последняя швартовка была возле временного причала который был специально установлен для участников гонки вокруг острова Готланд Round Gotland Race, прямо напротив находился Королевский Дворец и Королевский Оперный Театр. Torgny сказал: « Я же обещал что высажу вас в городе».

Вот почему большинству шведов не надо никуда далеко путешествовать. За пол дня до этого мы были пришвартованы посередине каменистой дикой природы, ощущая себя на краю цивилизации. А уже сейчас мы оказались прямо в центре роскошной Европейской столицы. Я подумал о том, что всем шведам очень повезло иметь прямо за порогом своей двери такое замечательное место для отдыха, такого нет нигде больше на всем земном шаре: Уютная ошеломляющая и практически бесконечная красота. Что еще можно добавить они хорошо знают это, любят природу ценят и защищают ее и что еще важно позволяют другим насладиться такой красотой.

Что вам надо знать для путешествий по Стокгольмскому архипелагу

Graham Fay Cattell , совместно являются секретарями Круизной ассоциации Балтийская секция Baltic Section , у них более 17 лет опыта плаваний по архипелагу. (Примечание: эта информация актуальна на время написания этой статьи в: 2014)

Специальное снаряжение


Носовая лестница (открытый на носу реллинг, почти всегда, посадка высадка проходит через нос)

50 метров швартового конца и несколько карабинов

Кормовой якорь и по 30 метров дополнительных носовых швартовых концов которыми можно привязать лодки за деревья или костыли вбитые в скалу

Несколько костылей для швартовки (iron pegs that act as mooring points)

Дополнительные кранцы для прохода в узких каналах

Небольшой гриль (нельзя разводить огонь прямо на скале потому что она может треснуть)

Шведский флаг вежливости

Солнечные панели или ветро-генератор который зарядит вам батарею пока вы не в марине

Погода

В основном в сезон преобладают северные и юго-западные ветра. Прогноз погоды на английском можно услышать в 08:00 и 20:00 VHF. Выбирайте канал в зависимости от места нахождения: Väddö (ch78), Svenska Högarna (ch84), Nacka (ch26), Södertälje (ch66), Torö (ch24).

Документы

Возьмите ваш страховой полис, ваш налоговый номер и документы, подтверждающие вашу квалификацию. Для капитана чартерной лодки необходим диплом капитана RYA Yachtmaster или билет ICC .

Стоянка в марине

В общем, цены ниже, чем на южной побережье Великобритании. Все гавани яхт клубов, как правило, дешевле и имеют гостевые причалы смотрите на знак Gästhamn . Условия могут быть разными но как правило вы можете рассчитывать на воду, электричество, туалет, переработку мусора, заправку топливом и часто сауна на берегу.

Стоянка на якоре

Шведские правила общего доступа (allemansrätt) позволяют вам стоять на якоре где вам удобно, но не надо становиться на якорь вблизи чужого дома — уважайте право местных жителей на их частную жизнь.

Лоция


Это лучший сборник карт по местной лоции. Уже несколько лет не печатается — и нет планов, что бы возобновить публикацию этих карт. Купите на вторичном рынке или учите шведский язык.

Вам надо купить сборник карт на месте или заказать комплект из UK. Необходимо четко следовать направлениям проложенным на картах и на местности все проходы промаркированы буями, бакенами и маяками. Пользуйтесь GPS для подстраховки, но визуальная навигация самая главная в этих местах, вам необходимо постоянно отмечать на карте местоположение вашей яхты.

Лучшая лоция на английском языке Arholma-Landsort и остров Gotland, уже не публикуется.

Правила работы с отходами

Яхты под иностранным флагом не должны быть оборудованы сливной цистерной, но с апреля 2015 года сброс неочищенных вод за борт запрещен в Шведских водах. Уже сейчас сброс запрещен в реках, каналах и в портах. Повсеместно есть возможность сдать грязную воду на специальные суда или даже на пункты приема грязной воды, которые стоят на якоре. На многих островах есть туалеты на берегу.

Шведская яхтенная ассоциация

Есть смысл купить сезонный билет члена шведской яхтенной ассоциации Swedish Cruising Association (SXK,www.sxk.se) (семейный взнос стоит всего SEK640, or £55). У членов есть право швартовки к причалам SXK и скидки на тарифы в гаванях принадлежащих SXK .

Связь

Мобильный оператор Telia очень хорошо покрывает весь архипелаг. Если вы ожидаете звонки от ваших шведских друзей местная сим карта сэкономит им много денег. Если вы планируете только звонить, новые тарифы в роуминге такие, что нет смысла, покупать местную сим карту.

Wi-fi доступен во многих маринах. Британский 3G также работает в Швеции.

Топливо

Дизельное топливо в маринах не содержит в своем составе биодизель, если только это не универсальная заправка на которой заправляются и автомобили.

Кемпинговые газовые баллоны можно поменять, но вам нужен шведский газовый баллон, который в ходу только в Швеции и больше нигде. Mожно заменить ваш баллон в Дании или Германии. Теоретически можно заполнить в Швеции Британский баллон при помощи правильного переходника.

Алкоголь

Медицина

Комары могут быть очень большой проблемой, возьмите с собой средство от комаров или купите его на месте. Если это возможно подготовьте сетки, которые можно одеть на люки и илюминаторы вашей лодки. Клещи могут переносить энцифалит или болезнь Лайма.

Пути на Балтику

Из Южной Англии надо выйти в Северное море или дойти в Германии до Brunsbüttel и далее через Кильский канал Kiel Canal.

Из Северной части UK, пройдите проливы Skagerrak и Kattegat. Некоторые лодки смогут пройти через Limfjord но остерегайтесь мелководья возле побережья Дании, подветренный берег может быть очень опаcным.

Также вы можете пройти через всю Швецию с запада на восток и выйти прямо в Стокгольмский архипелаг по созданному Thomas Telford — Гота каналу Göta canal. Там на самом деле два канала старый и новый (Trollhätte and Göta) и еще реки и огромные озера. Плата за транзит – SEK 6,510 (около £560) в один конец для яхт длиной 9-12 м (30-39ft), с дополнительной оплатой SEK500 (£43) за негабаритную ширину более 3.3m (10ft 10in). В эту стоимость входит стоянка до пяти ночей в любой из двадцати одной марине по пути.