Заграничные паспорта и документы

Туристическая инфраструктура. Туристская инфраструктура: услуги размещения и питания. Подходы и оценка туристской инфраструктуры

В статье раскрыты особенности развития туристической инфраструктуры на промышленных территориях и ее потенциальных ресурсов. Определены и проанализированы составляющие туристической инфраструктуры, факторы ее развития и ее влияние на развитие промышленного туризма.

Ключевые слова: туристическая инфраструктура, промышленная территория, промышленный туризм.

Постановка проблемы. Туризм – важная составляющая экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий и т.д. Внутренняя экономическая природа туризма предусматривает, что турист непременно должен оставить свои деньги в посещаемом государстве в обмен на услуги, предоставленные непосредственно на его территории. Туризм основан на использовании местных туристических ресурсов, а взамен предприятия или государство должны получить доход.

В связи с этим перед всеми туристическими предприятиями возникают все новые проблемы. Среди них можно выделить необходимость повышения уровня комфорта, разработки новых уникальных направлений, завоевания новых туристических рынков и т.д.

Одним из главных направлений разрешения этих вопросов является развитие туристической инфраструктуры. Но ее создание требует повышенного внимания со стороны как предприятий инфраструктуры, так и государства.

Цель статьи – исследование особенностей развития туристической инфраструктуры на промышленных территориях.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам развития туристической инфраструктуры на различных территориях, в том числе на промышленных, уделяют внимание в своих работах различные зарубежные и отечественные авторы: В.Ф. Данильчук, В.С. Пацюк, А.Д. Чудновский, О.Е. Афанасьев, М.А. Жукова, В.Ф. Буйленко, И.В. Зорин, В.И. Курилова, А.Н. Чередниченко, Д.В. Визгалов, Ю.Г. Тютюнник .

Так, например, В.Ф. Данильчук отмечает, что инфраструктура туристической базы Украины еще не соответствует современному мировому уровню, хотя в последние годы наметились тенденции по созданию современных высококлассных отелей, корпусов и номеров на базах отдыха .

В.М. Иванова пишет, что под инфраструктурой туризма следует понимать не только социальные услуги непосредственно туризма, но и комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуникационной связи, дорог, смежных с индустрией туризма предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма и собственно туристов .

Изложение основного материала. Туристическая индустрия – взаимосвязанная система предприятий и предпринимателей, которые предоставляют туристам все необходимые для потребления и достаточные для осуществления самого процесса туризма туристические услуги, работы и товары. Бурное развитие массового туризма в мире вызывало равноценное развитие индустрии туризма и смежных отраслей хозяйства, науки и культуры, системы образования . Исходя из этих предпосылок, туристическая индустрия – совокупность гостиниц и других средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечений, объектов познавательного, лечебного, оздоровительного, спортивного, религиозно-культового, делового и другого назначения; организаций, которые осуществляют туроператорскую и турагентскую деятельность, а также оказывают туристическо-экскурсионные услуги .

На данном этапе развития, независимо от государственного строя страны или территории туристического центра, в сфере туризма действуют несколько различных типов предприятий, осуществляющих туристическую деятельность, а именно организаторы туризма (туристические операторы и туристические агентства), перевозчики, гостиницы и другие предприятия системы размещения, общественного питания, развлечения и т.д. К дополнительным предприятиям туристической сферы относят предприятия банковской сферы услуг, страхования, информации и др. В специальных видах туризма могут участвовать лечебные, образовательные, спортивные и другие учреждения, деятельность которых адекватна целям конкретного туристского продукта. Важно, чтобы все эти организации гармонично дополняли друг друга и предоставляли все услуги, необходимые потребителю и достаточные по количественным, качественным и ассортиментным показателям. Объединение перечисленных предприятий в комплексы формирует туристическую инфраструктуру.

На данный момент понятие «туристическая инфраструктура» имеет много дефиниций (таблице 1).

Таблица 1

Дефиниции термина «туристическая инфраструктура»

Сущность термина Автор
Совокупность объектов, обеспечивающих отдых и развлечение туриста, обусловленная развитием туризма М.А. Жукова
Необходимое условие освоения рекреационных ресурсов и развития туристской индустрии. Особенность туристской инфраструктуры в том, что она обслуживает туристов и местное население, поэтому её развитие способствует туристскому освоению территории, улучшает условия жизни населения данного района, а также создаёт большое количество рабочих мест В.Ф. Буйленко
Комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы И.В. Зорин
Совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, направленной деятельности, призванных создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей В.И. Курилова

Главным элементом любой туристической инфраструктуры являются ее ресурсы – совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, которые имеют комфортные особенности и пригодны для создания туристической инфраструктуры . Эти ресурсы можно разделить на 3 группы:

1) рекреационные;
2) познавательно-культурные – представляют историческое и культурное прошлое страны;
3) современные – демонстрируют современное достояние страны.

Развитие инфраструктуры и взаимосвязей ее элементов является ключевой составляющей любого места прибывания туриста (дестинации) (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязи и взаимодействие инфраструктуры и туристических ресурсов

Проанализировав рис. 1, можно сказать, что туристическая сфера в целом состоит из взаимосвязанных элементов, которые ее формируют. Так, наличие определенных туристических ресурсов предопределяет развитие туристической инфраструктуры и ее звеньев. Развитая инфраструктура в совокупности с туристическими ресурсами создает некую туристическую зону, которую называют туристической дестинацией. А уже туризм в целом формируют многочисленные дестинации.

В настоящее время имеется значительное количество видов и форм туристической деятельности. Среди них промышленный туризм является достаточно новым видом, но с каждым годом получает все большее признание. Это связано с тем, что он носит познавательный, обучающий и исследовательский характер. Промышленный туризм – это организация регулярных туристических туров на действующие (или когда-то действовавшие) промышленные предприятия. В основном данные предприятия сконцентрированы на промышленных территориях и имеют определенную инфраструктуру для туристов . Промышленная территория рассматривается в общем виде как земельное пространство с определенными границами, на котором расположен производственный комплекс, включающий в свой состав предприятия крупного индустриального производства, доля которых в валовом внутреннем продукте территории и структуре занятых составляет более половины всех хозяйствующих субъектов .

Развитие туристической инфраструктуры на промышленных территориях имеет особый характер. При оценке ресурсных возможностей туристической инфраструктуры на любых территориях, в том числе на промышленных, необходимо учитывать несколько групп факторов (рис. 2).


Рис. 2. Группы факторов развития туристической инфраструктуры

Из рисунка следует, что для формирования любой туристической инфраструктуры, в том числе на промышленной территории, необходимо наличие трех групп факторов. Первая объединяет естественно-природные и социально-экономические ресурсы. Это природные и антропогенные ресурсы, территории туристических дестинаций и их характеристики, сложившиеся социально-экономические и хозяйственные связи. Ко второй группе относится экономическая емкость промышленного рынка дестинации, которая включает объем общественных потребностей экономики дестинации и объем рыночного спроса местного населения и туристов. Третья группа факторов представляет собой финансовый потенциал туристической инфраструктуры. Здесь можно выделить две группы ресурсов – внешние и внутренние. К внешним относятся субсидии, субвенции, трансферты, средства, формируемые в связи со льготным налогообложением хозяйствующих субъектов, средства различных межрегиональных программ, средства международного финансирования туристских программ региона и его субъектов, средства внешних инвесторов. Внутренние финансовые ресурсы инфраструктуры включают амортизацию, местные налоги, имущество и прибыль саморегулирующихся организаций, учрежденных органами власти, запасы товарно-материальных ценностей, денежно-валютные средства, ресурсы страховых организаций .

Для того чтобы промышленная территория стала туристической дестинацией, необходимо наличие: туристических ресурсов и туристической инфраструктуры. В свою очередь, инфраструктура включает:

Места размещения, питания, развлечений и высокоразвитую транспортную систему;
- достопримечательности, интересующие туристов (наличие фактора привлекательности является одним из главных требований конкуренции между дестинациями, следовательно, должна быть определенная «изюминка» для привлечения туриста на территорию дестинации);
- информационные (например, глобальные информационные системы «Amadeus», «Galileo», «Worldspan», «Sabre») и коммуникационные системы, так как это необходимый инструмент информирования туристического рынка .

Ярким примером развития туристической инфраструктуры на промышленной территории в Украине является Донецкая область. Она занимает второе место в стране по количеству туристических объектов, поэтому обладает значительными возможностями для развития промышленного туризма.

Природно-заповедный фонд Донецкой области составляет около 3% ее территории. В области расположены четыре региональных ландшафтных парка, национальный природный парк, Украинский степной заповедник НАН Украины, ботанический сад НАН Украины. На ее территории произрастает более 200 охраняемых видов растений . В области находится 38 природных памятников, 13 заповедных урочищ, 1 парк-памятник садово-паркового искусства. Только в Святогорске сосредоточено 129 памятников археологии и 73 исторических памятника, повествующих о культурном наследии прошлых времен. В области развивается инфраструктура оздоровительных учреждений (463), туристических предприятий (142, из которых 40% являются туристическими операторами), гостиниц. На сегодняшний день функционирует 71 гостиница, что в целом дает возможность принять более 5 тыс. туристов . Вместе с тем наполняемость отелей на сегодня остается низкой – 20%.

В отношении сервиса и качества предоставляемых услуг можно отметить рост требований к персоналу и улучшение качества. Поэтому ныне Донбасс может принимать гостей на должном уровне.

Помимо ознакомления с историческими памятниками, посещения ботанического сада, отдыха в Святогорье и на Азовском море, Донецкая область может предложить туристам посещение промышленных объектов, расположенных на ее территории. Для многих туристов может стать интересным то, как работает тяжелая промышленность, поскольку не в каждой стране мира есть такие глубокие шахты по добыче угля, а также металлургические заводы, где работают ковш-печи, доменные печи. В последнее время жители других регионов Украины и иностранцы интересуются экскурсиями на предприятия Донбасса, в частности на Артемовский завод игристых вин, желают спуститься в настоящую шахту .

Из вышесказанного следует, что Донецкая область является ярким примером того, как промышленная территория может стать туристическим центром за счет наличия туристических ресурсов и развитой туристической инфраструктуры.

Выводы. Таким образом, туристические ресурсы и туристическая инфраструктура являются важными составляющими, благодаря которым происходит развитие туристической деятельности на промышленной территории. При научно обоснованном учете условий промышленного региона, а также факторов развития туристической структуры и особенностей отдельных регионов области создаются предпосылки превращения Донецкой области в ведущий центр промышленного туризма, что повлияет на развитие туризма в целом по Украине.

Результаты анализа свидетельствуют, что развитие туристической инфраструктуры на промышленных территориях представляет собой особый процесс, который требует развития как научно-методологических подходов к его организации, так и практических рекомендаций по их внедрению.

Список использованных источников

1. Данильчук В.Ф. Особенности формирования и развития туристических предприятий: монография / В.Ф. Данильчук.– НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. – Донецк, 2006. – 240 с.
2. Иванова В.М. Туризм: основы, направления, структура / В.М. Иванова. – М.: ИД «Феникс», 2008. – 265 с.
3. Данильчук В.Ф. Предпосылки формирования концепции и механизма развития туристической деятельности на промышленных территориях / В.Ф. Данильчук // Економіка промисловості. – 2009. – №1. – С. 208-210.
4. .
5.
6. Буйленко В.Ф. Развитие современного туризма / В.Ф. Буйленко. – М.: Феникс, 2008. – 416 с.
7.
8. Курилова В.И. Индустриальный туризм: основные проблемы развития / В.И. Курилова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Nzvdpu/geograf/2010_11/indystrialnuu%20tyruzm.pdf .
9. Чудновский А.Д. Туризм и компьютерные системы бронирования: учеб. пособ. / А.Д. Чудновский. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 2007. – 400 с.
10. Афанасьєв О.Є. Промисловий туризм на Дніпропетровщині: напрями, перспективи та досвід використання / О.Є. Афанасьєв // Минуле, сучасне та майбутнє туризму Дніпропетровщини: матеріали обласної відкритої туристсько-краєзнавчої конференції. – Д.: ДДЮЦМС, 2006. – С.88–90.
11. .
12. Тютюнник Ю.Г. Охрана и заповедание индустриальных ландшафтов / Ю.Г. Тютюнник // География и природные ресурсы. – 2006. – №2. – С.148.
13. .

У статті розкрито особливості розвитку туристичної інфраструктури на промислових територіях та її потенційних ресурсів. Визначено та проаналізовано складові туристичної інфраструктури, фактори її розвитку та її вплив на розвиток промислового туризму.

Ключові слова: туристична інфраструктура, промислова територія, промисловий туризм.

The features of development of tourist infrastructure on industrial territories and its potential resources are exposed in the article. Certainly and the constituents of tourist infrastructure, factors of its development and its influence, are analysed on development of industrial tourism.

Keywords: tourist infrastructure, industrial territory, industrial tourism.

Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т.д. К этой деятельности относятся и услуги ресторанов. В международной практике принята Стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО (табл. 4.1). В России на основе указанной классификации разработан Государственный стандарт «Средства размещения», введенный в действие в 1999 г.

Таблица 4.1. Стандартная классификация средств размещения туристов

Коллективные средства размещения туристов

Гостиницы и аналогичные средства размещения

  • 1. Гостиницы
  • 2. Аналогичные заведения

Специализированные

заведения

  • 1. Оздоровительные заведения
  • 2. Лагеря труда и отдыха
  • 3. Общественные средства транспорта
  • 4. Конгресс-центры

Прочие коллективные заведения

  • 1. Жилища, предназначенные для отдыха
  • 2. Кемпинги
  • 3. Прочее

Индивидуальные средства размещения туристов

Индивидуальные средства размещения

  • 1. Собственные жилища
  • 2. Арендуемые комнаты
  • 3. Арендуемые жилища
  • 4. Размещение у родственников и знакомых
  • 5. Прочее

По уровню услуг отели делятся на несколько типов, причем общей услугой является предоставление размещения, а все прочие так или иначе способствуют повышению качества этой основной услуги и могут предоставляться в том или ином наборе.

Отельлюкс: 100-400 номеров; центр города; обслуживание на высоком уровне хорошо обученным персоналом, который выполняет различные пожелания клиентов; цена очень высокая; потребители - руководители крупных организаций, профессионалы высокого уровня, участники конференций на высоком уровне; условия элитарные, дорогая отделка помещений.

Отель высокого класса: 400-2000 номеров; в пределах города; широкий набор услуг, предоставляемый обученным персоналом; цена выше среднего; потребители - бизнесмены, индивидуальные туристы, участники конференций; дорогая мебель и оборудование, большой холл, рестораны.

Отель среднего уровня: стремится максимально использовать современную технологию и снизить эксплуатационные расходы и, следовательно, цены, в том числе за счет сокращения рабочей силы и автоматизации. Цены на среднем уровне по региону или несколько выше среднего.

Апарт-отель: 100-400 номеров; чаще всего самообслуживание; цена зависит от времени размещения; потребители - бизнесмены и семейные туристы, останавливающиеся на длительный срок; условия как в полностью меблированной квартире.

Отель экономического класса: гостиница с ограниченным набором услуг; 10-150 номеров; окраина или средняя часть города; ограниченное число персонала; цена невысокая, на 25-30 % ниже средней по региону, из-за чего пользуется спросом; потребители - экономные туристы, не нуждающиеся в полном пансионе; условия - современный, хорошо оборудованный номерной фонд, но, как правило, без питания.

По российскому стандарту гостиница классифицируется как предприятие временного проживания вместимостью не менее 10 номеров. Категорийность гостиниц обозначают символом? (звезда). Число звезд увеличивается в соответствии с повышением качества обслуживания и оборудования гостиницы. Для гостиниц установлены категории от одной до пяти звезд, для мотелей - от одной до четырех звезд. Классификация услуг проживания и терминология, представленные в нормативных документах России и Стандартной международной классификации видов деятельности в туризме (СИКТА), принятой ВТО, существенно различаются.

В различных странах мира для обозначения категорийно-сти гостиниц и других средств размещения применяется ряд символов - от звезд во Франции и России до корон в Англии.

Попытки введения унифицированной международной классификации гостиниц пока не увенчались успехом.

Классификация гостиниц по разрядам производится в зависимости от размеров и видов жилых и служебных помещений, оборудования предприятий, уровня комфортности номеров и общественных помещений, предоставляемых услуг и других факторов. Оплата номеров и других услуг зависит от разрядности. В зарубежных странах действует около 30 классификаций гостиниц. Их можно разделить на две группы:

0 «европейская» система на основе французской национальной классификации, распространенная в большинстве стран (разряд устанавливается присвоением определенного числа звезд - от 1 до 5);

о «балльная», или индийская, система, в основе которой лежит оценка гостиницы экспертной комиссией.

Количеству звезд европейской гостиницы соответствует определенный термин в американском варианте классификации:

Европейская классификация Американская классификация

  • ***** Super deluxe
  • * * * * Deluxe
  • * * * Expensive
  • * * Moderate
  • ? Inexpensive

Гостиницы делятся на три категории: высший класс (люкс) - 4-5 звезд; туристский класс (средний) - 2-3 звезды; экономический класс - 1 -2 звезды. Практически во всех классификациях оцениваются следующие основные параметры гостиницы: характеристика номерного фонда: площадь номеров, наличие коммунальных удобств в номерах и на этажах, комфортность номеров; оборудование и оформление интерьера; информационное обеспечение, в том числе связь; наличие лифта; характеристика общественных помещений; наличие и характеристика предприятий питания; обеспечение возможности дополнительных услуг бытового обслуживания и других; характеристики здания, подъездных путей; развитие инфраструктуры, обустройство прилегающей территории.

По определению ВТО, гостиница - это коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум - заправку постелей и уборку) и сгруппированное в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров. Категорийность гостиницы должна быть указана на бланке туристской путевки ТУР 1, там же указывается и вид размещения: одноместный номер-ОД Н (SGL); двухместный -ДВМ (DBL); трехместный - TPM (TRP); четырехместный - ЧТМ (QUATR) и т.д.

Различают бол ьш и е и малые гостиницы. ВТО рекомендует считать малой гостиницу с числом номеров до 30. Другая точка зрения заключается в том, что малой должна считаться гостиница, которая может обслуживаться и управляться членами одной семьи. Малые гостиницы, как правило, независимые, не входящие в гостиничные цепи.

В организационной структуре управления гостиницами в мировой гостиничной индустрии утвердились две основные модели.

Первая модель связана с именем швейцарского предпринимателя Цезаря Ритца. Многие престижные отели мира носят его имя. Основная ставка в этих гостиницах делается на европейские традиции изысканности и аристократизма (например, «Палас-отель» в Москве). В настоящее время модель Ритца переживает кризис: за последние 25 лет с мирового рынка гостиничных услуг сошло более 2 млн гостиничных номеров в стиле «палас».

Вторая модель связана с именем американского предпринимателя Кемонса Уилсона (цепь гостиниц «Холлидей Инн»). В этой модели делается ставка на гибкость в удовлетворении потребностей клиента (независимо от того, в какой стране находится гостиница) в сочетании с поддержанием достаточно высоких стандартов обслуживания. Значительное внимание уделяется интерьеру. Основные требования к гостиничной цепи сводятся к следующему: единство стиля (архитектура, интерьер); единство обозначений и внешней информации; просторный и функциональный холл; быстрота регистрации клиентов; номера, предусмотренные для постоянных клиентов; завтрак «шведский стол»; наличие конференц-холла; гибкая система тарифов; единое управление, маркетинг и служба коммуникаций. Под контролем гостиничных цепей,

построенных по второй модели, находится более 50 % гостиничных номеров в мире. Такие цепи являются по сути финансово-экономическими империями, управляемыми одним собственником - головным холдингом.

Существует итретья модель организации - так называемые добровольные гостиничные цепочки (типа «Best Western», «Romantic Hotels» и др.). В этом случае под единой торговой маркой объединяют гостиницы по каким-либо однородным признакам, выдерживающие определенные стандарты и наборы услуг независимо от страны нахождения. Гостиницы - члены цепи платят взносы в единый фонд, который расходуется на объединенную рекламную и маркетинговую деятельность, продвижение продукта и т.д. При этом полностью сохраняется их финансово-экономическая и управленческая самостоятельность. По сути эти цепи представляют собой что-то вроде ассоциации гостиниц, объединенных единым договором.

Организация питания. В зависимости от типа гостиницы, ее назначения и класса заявленная стоимость проживания может включать или не включать питание. В туристской практике выделяют специальные планы, касающиеся питания туристов в гостиницах:

о европейский план (European Plan, ЕР) - питание туристов не включено в стоимость проживания. Этот план особенно широко распространен в США и большинстве крупных городов мира;

0 континентальный план (Continental Plan, CP) - стоимость проживания включает легкий «континентальный» завтрак, состоящий из кофе, булочек, масла, джема и т.д.; о бермудский план (Bermuda Plan, BP) - стоимость проживания включает полный «американский» завтрак в гостинице. Все остальные трапезы не включены; о модифицированный американский план (Modified American Plan, MAP) - стоимость проживания включает завтрак, «континентальный» (в Европе) или полный, и еще одну трапезу, как правило, ужин . Этот план широко распространен на курортах Багамских и Бермудских островов, Карибского бассейна и Мексики. В Европе этот план обычно называют полупансионом;

о американский план (American Plan, АР) - стоимость проживания включает завтрак, обед и ужин. В Европе этот план также называют полным пансионом. Полный пансион распространен на круизных судах, в «деревнях» и аналогичных курортах.

Как правило, бермудский и модифицированный американский планы предлагаются на популярных курортах. Европейский план чаще используется в гостиницах, рассчитанных в основном на транзитных пассажиров и деловых людей. В некоторых гостиницах на проживающих по модифицированному американскому плану распространяются определенные ограничения в выборе блюд из меню. За экзотические или дорогостоящие блюда, например омаров, приходится доплачивать.

В табл. 4.2 приводятся различные варианты организации питания при отелях и их международные обозначения.

При организации питания используются различные формы обслуживания:

  • 0 «табльдот» (общий стол) предполагает накрытие в залах ресторана больших столов, сервированных приборами, количество которых соответствует числу постояльцев;
  • 0 «шведский стол» предполагает самообслуживание и не ограничивает количество потребляемых блюд. Данный тип питания характерен для пляжного отдыха;
  • 0 «меню а-ля карт» предполагает ограниченное количество блюд, турист имеет возможность только прочитать их названия, но не может видеть их воочию, при этом нельзя заказать добавку или изменить заказ. Обслуживание организовано официантами. Такой тип организации питания характерен для городских отелей или дорогих высококлассных пляжных отелей.

Таблица 4.2. Варианты организации питания

Окончание табл. 4.2

Размещение и 3-разовое питание (завтрак + обед + ужин)

FB (полный пансион)

Бесконечно много разных блюд, почти неограниченные сроки организации приема пищи - стоимость данной услуги включена в стоимость тура

All inclusive (AI - все включено)

Предоставление постояльцу четырехразового питания и возможности употребления закусок, включая безалкогольные напитки и алкогольные напитки местного производства в течение светового дня (до 24.00 час)

Ultra all inclusive (UAI - ультра все включено)

Предоставление постояльцу четырехразового питания и возможности употребления закусок, включая безалкогольные напитки и алкогольные напитки иностранного производства в течение светового дня (до 24.00 час)

Extra all inclusive

(EAI - экстра все включено)

Предусмотрены также и варианты замены при организации питания:

о «сухой паек» (пикник) - компенсация пропущенного завтрака (обеда, ужина). Замена производится по предварительному заказу. Причины пропуска могут быть самыми разными, чаще всего это внеплановая поездка, дополнительная экскурсия и т.д.;

  • 0 «холодный ужин» - готовится по тем же причинам, что и сухой паек, но предполагает приезд туристов после окончания планового ужина и представляет из себя сервированный стол со всеми блюдами, присутствовавшими на плановом ужине, кроме горячих;
  • 0 перенос обеда или ужина на другой день также производится по предварительному согласованию.

Существуют также три основные разновидности завтраков:

0 «континентальный» состоит преимущественно из булочки и кофе (чая) и характерен для городских отелей и мотелей;

о «европейский» с большим разнообразием блюд и неограниченным их количеством, характерен для Великобритании и стран Америки;

о «мини-бар», когда в качестве дополнительной услуги в отелях начиная с 3 звезд предполагается использование внутриномер-ного бара.

Модели гостеприимства. В мировой практике существует четыре модели гостеприимства .

Европейская модель представляет гостеприимство «высокого полета» и высокой репутации. Кроме того, европейский гостиничный рынок - наиболее распространенный и развитый. Отличительные черты европейского гостеприимства:

  • 0 отели стремятся к сокращению номерного фонда, что усиливает индивидуализацию обслуживания клиентов;
  • 0 главное достоинство отелей - не в роскоши, а в изысканных и стильных интерьерах, высокой репутации и известности, высококлассном обслуживании;
  • 0 наиболее дорогие отели расположены в уникальных местах и зданиях, в исторических центрах городов;
  • 0 дорогие отели сохраняют и поддерживают традиции в отношениях с постояльцами;
  • 0 автоматизация европейских отелей не заменяет личностных отношений с постояльцами;
  • 0 сильнее чем где бы то ни было в Европе выражена гостиничная сегрегация, которая приводит к тому, что постоялец дорогого отеля никогда не столкнется в холле с постояльцем другого социального статуса;
  • 0 в то же время европейский гостиничный рынок отличает ди-версифицированность предложения - от дешевых придорожных гостиниц до крайне дорогих элитных отелей.

Азиатская модель гостеприимства противоположна европейской, что отражается в любви азиатов к роскоши, показному богатству, гигантизму. Именно в Азии находятся самый высокий (Шанхай), самый вместительный (Бангкок) и самый роскошный (Дубай) отели мира. Если в Европе категория гостиницы обратно пропорциональна ее вместимости, то в Азии наоборот. Отличительные черты азиатских отелей класса люкс:

  • 0 наиболее удачное месторасположение;
  • 0 большая площадь номеров и общественных помещений;
  • 0 большая вместимость;

о роскошь и богатство интерьеров и особенно экстерьеров;

о невысокая (по сравнению с Европой) стоимость и доступность услуг;

о возможность пользования разнообразной инфраструктурой и дополнительными услугами;

о широкое распространение систем обслуживания «АН inclusive» и «Ultra all inclusive».

Американская модель гостеприимства имеет черты как европейской модели, так и азиатской. Так, в центрах крупнейших американских городов распространены отели класса люкс, отвечающие требованиям типичных европейских гостиниц (стиль, небольшие размеры, индивидуальное обслуживание). В то же время основные курорты и туристские центры страны застроены отелями, внешне и внутренне напоминающими азиатские (их отличают большая вместимость, роскошь, развитая инфраструктура).

Восточноевропейская модель гостеприимства выделяется по причине наличия большой доли постсоветских предприятий гостиничной индустрии. С другой стороны, современный этап развития гостиничного рынка на постсоветском пространстве Европы характеризуется строительством новых средств размещения, типичных как для Европы, так и для Азии.

  • Кусков Л. С., Понукалина О.В. Менеджмент транспортных услуг: туризм. М., 2004; Арзуманян Э.А. Гостиничный и ресторанный сервис. Саратов, 2000.
  • Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. Ростов-н/Д, 2005.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика экологических условий и культурно-исторического потенциала Северо-Западного региона. Производственная составляющая туристской инфраструктуры. Средства размещения туристов, деятельность предприятий питания. Развитие индустрии развлечений.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2012

    История туризма как отрасли сферы обслуживания. Экономика туризма и специфика его развития в РФ. Экологическая составляющая в туристской отрасли. Мировые эколого-туристские ресурсы. Экологическое проектирование в туризме. Природоохранные объекты в Европе.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2016

    Состояние нормативного и правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации. Особенности туристской инфраструктуры и международного сотрудничества в сфере туризма. Основные направления и механизмы решения задач развития отрасли. Оценка рисков.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2011

    Классификация объектов туристской инфраструктуры в Юго-Восточной Азии; их обеспечивающая, интеграционная и регулирующая функция. Развитие транспортной сферы региона: наземный, водный и воздушный транспорт. Средства размещения и развлечения гостей.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2012

    Факторы, влияющие на развитие туризма в Таиланде. Индексу конкурентоспособности сектора путешествий и туризма страны. Динамика прибытий в Таиланд и доходов от туризма. Распределение туристов по территории страны. Транспортная инфраструктура Таиланда.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Деятели, жившие или родившиеся в Брянской области. Состояние туризма в регионе. Численность туристов и доходы от туристской отрасли. Организации, учреждения и туристские компании, организующие туристскую деятельность. Рекреационные ресурсы региона.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2010

    Нормативно-правовое регулирование в сфере туризма, современное состояние туристской инфраструктуры и подготовка кадров. Основные направления и механизмы решения задач перспектив развития сферы туризма, повышение качества туристских и сопутствующих услуг.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2010

    Анализ туристско-рекреационного потенциала Южной Америки с целью организации маршрутов для российских туристов. Состояние туристской инфраструктуры и состояние рынка выездного туризма в этом регионе. Разработка туров в направлении Бразилия и Чили.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2013

Рецензенты:

кандидат исторических наук

В. К. Егоров

кандидат экономических наук

С. В. Теребова

© Ускова Т.В., Величкина А.В., 2014

© ИСЭРТ РАН, 2014

Введение

Мировая туристская индустрия сегодня переживает переломный момент. В большинстве стран происходит трансформация представлений людей о путешествиях, которые все больше воспринимаются как необходимый атрибут жизни. Этому способствует также интенсивный рост скорости обращения информации и доступности транспортных услуг. Происходящие перемены позволяют сделать вывод о том, что в долгосрочной перспективе туризм будет развиваться высокими темпами независимо от экономической и геополитической конъюнктуры .

Несмотря на отрицательную динамику общей макроэкономической конъюнктуры, можно отметить, что туристический рынок России демонстрирует феноменальный рост. Особенно активно развивается выездной туризм. Так, по данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), расходы на международные туристические поездки россиян ежегодно увеличиваются: если в 2010 году этот показатель составлял 26,6 млрд. долларов, то в 2012 году – уже 42,8 млрд. долларов (увеличение на 61 %). С экономической точки зрения стремительное развитие выездного международного туризма свидетельствует о вывозе капитала и валютных сбережений граждан за рубеж. В современных условиях такая «расточительность» недопустима, особенно при наличии туристического, культурно-исторического и рекреационного потенциала. Таким образом, для российской экономики приобретает острую актуальность проблема развития внутреннего туризма.

Развитие регионального туризма находится в тесной связи с туристской инфраструктурой, которая либо выступает сдерживающим фактором развития отрасли, либо определяет его положительную динамику. Вместе с тем для большинства регионов России инфраструктурные проблемы становятся основной причиной снижения конкурентных преимуществ территории на рынке туристических услуг.

В большинстве регионов туристской инфраструктуре присущи такие черты, как: старение объектов, недостаточное финансирование, нехватка мощностей в различных сегментах, обеспечивающих размещение, питание, оздоровление и досуг потребителей регионального туристского продукта. Кроме того, имеет место высокий износ инженерных сетей, плохое состояние автомобильных и железных дорог, слабое развитие транспортных маршрутов и придорожного сервиса. Особую озабоченность вызывают проблемы в сфере услуг: низкая квалификация обслуживающего персонала, несоответствие качества предоставляемых услуг международным стандартам, слабый учет потребностей туристов.

Целью данного исследования стала разработка методики комплексной оценки региональной туристской инфраструктуры и обоснование направлений ее развития.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи :

– исследованы теоретико-методологические основы развития туристской инфраструктуры;

– обобщены и проанализированы имеющиеся методики оценки туристской инфраструктуры, разработана авторская методика ее оценки;

– оценен уровень развития туристской инфраструктуры регионов СЗФО;

– предложены направления и комплексные меры развития региональной туристской инфраструктуры.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования туристской инфраструктуры. Информационной базой исследования послужили периодические издания и интернет-ресурсы, данные Федеральной службы государственной статистики и Департамента международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области, нормативно-правовые акты в сфере туризма. Методические подходы к исследованию базировались на комплексном анализе туристской инфраструктуры, также использовались такие научные методы, как сравнение, анализ, обобщение, графические и табличные приемы обработки информации.

Результаты исследования могут быть полезны региональным органам власти при формировании программных документов, направленных на развитие сферы туризма, и принятии управленческих решений.

1. Теоретико-методологические аспекты развития Туристской инфраструктуры региона

В настоящее время туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей средства размещения, транспорт, связь, индустрию питания, отдыха и развлечений, предприятия торговли и др. Эффективное функционирование сферы туризма оказывает положительное влияние на все стороны регионального развития, способствует росту налоговых поступлений в бюджет, совершенствованию социальной и рыночной инфраструктуры, решению проблемы занятости, укреплению межгосударственных и межрегиональных связей. При этом развитие сферы туризма в регионе возможно лишь при наличии эффективно действующей туристской инфраструктуры.

Инфраструктура туризма служит необходимым условием освоения рекреационных ресурсов и развития туристской индустрии. Её развитие, с одной стороны, способствует туристскому освоению территории, а с другой – улучшает условия жизни жителей данного района. К тому же туристская инфраструктура создаёт большое количество рабочих мест .

Хотя понятие туристской инфраструктуры не является новым, в отечественной литературе нет его единого толкования. Неоднозначность и размытость содержательного смысла этого понятия объясняется необоснованностью четких признаков отнесения к инфраструктуре туризма отдельных видов хозяйственной деятельности и неопределенностью круга ее объектов.

Анализ представленных в таблице 1 дефиниций этого понятия позволяет нам согласиться с мнением Д. Ф. Василихи, который под региональной инфраструктурой туризма понимает «совокупность материальных объектов, являющихся носителями различных материальных и нематериальных свойств, которые обеспечивают максимально возможную количественную и качественную реализацию целей туристов при определенных пространственно-временных параметрах (в конкретном месте и в конкретное время)».

Таблица 1.Трактовки понятия «туристская инфраструктура»


Региональная инфраструктура туризма – это совокупность предприятий, создающих условия для удовлетворения потребностей туризма (производственная инфраструктура), и предприятий, непосредственно удовлетворяющих различные потребности туристов (инфраструктура сферы услуг) . В свою очередь производственная инфраструктура состоит из транспортной, информационно-коммуникативной и коммунальной инфраструктур, объектов экологической очистки. Инфраструктура сферы услуг включает в себя такие элементы, как туроператоры и турагенты, средства размещения, предприятия отдыха и развлечений, торговля и общественное питание, инфраструктура безопасности (рис. 1).


Рис. 1. Элементы региональной инфраструктуры туризма


Важное методологическое значение имеет оценка развития туристской инфраструктуры. В научной литературе известен ряд авторских методик, применяемых специалистами непосредственно для этих целей (например, методики В. С. Боголюбова, И. Г. Лимониной, О. Б. Евреинова, А. В. Кучумова и др.). Условно можно выделить два подхода к оценке развития туристской инфраструктуры.

Согласно первому подходу (И. Г. Лимонина, А. В. Кучумов), развитие региональной туристской инфраструктуры можно оценить через совокупность ее элементов. Данные методики позволяют выделить наиболее «слабые места» туристской инфраструктуры в территориальном разрезе, а также дают возможность провести комплексное экономико-географическое исследование развития туристской инфраструктуры в целом, но без снижения значимости развития отдельных ее элементов. Однако эти методики не лишены ряда недостатков, поскольку не вполне четко определяют значимость системы тех показателей внутри каждой группы инфраструктурных элементов, которые позволяют более полно охарактеризовать фактическое состояние инфраструктуры туризма. В то же время отдельные методики охватывают ее неполный компонентный состав.

Представители второго подхода (В. С. Боголюбов, О. Б. Евреинов) предлагают оценивать региональную туристскую инфраструктуру посредством анализа ее объектов. Предлагаемая модель весьма полезна как для годового и оперативного планирования на предприятиях инфраструктуры туризма, так и для стратегического бизнес-планирования. Однако недостатком таких методик является то, что действующая система статистических показателей не дает возможности апробировать их на региональном уровне.

Следовательно, все указанные методики нуждаются в совершенствовании. При этом подчеркнем, что прежде всего необходима такая методика, которая позволяла бы оценить степень развития туристской инфраструктуры на региональном уровне. В этом контексте важнейшим требованием является использование качественных показателей, получаемых с помощью экспертных оценок и на основе результатов опроса как туристов, так и руководителей предприятий туротрасли. И безусловно, данная методика должна давать комплексную оценку с учетом всех структурных элементов и обеспечивать сопоставимость уровня развития инфраструктуры в регионах.

По нашему мнению, этим требованиям в полной мере отвечает определение индекса развития туристской инфраструктуры региона, количественно характеризующего уровень ее развития и представляющего собой среднее арифметическое индексов десяти входящих в него блоков показателей (рис. 2). Эти блоки отражают состояние структурных элементов туристской инфраструктуры региона.


Рис. 2. Схема оценки уровня развития туристской инфраструктуры региона


Последовательность расчета индекса развития туристской инфраструктуры региона включает в себя ряд этапов (рис. 3). На первом этапе показатели, характеризующие различные структурные элементы, представляются в виде нормализованных данных при помощи соотнесения фактических значений с наилучшими в выборке. На втором этапе рассчитываются индексы отдельных блоков как среднее арифметическое величин нормализованных показателей. На третьем, заключительном, этапе проводится расчет интегрального индекса развития туристской инфраструктуры.


Рис. 3. Методический инструментарий расчета индекса развития туристской инфраструктуры


Значение индекса развития туристской инфраструктуры региона (I ИТ ) лежит в интервале от 0 до 1000. Соответственно чем больше значение данного индекса, тем выше уровень развития инфраструктуры туризма. Границы интервалов групп формируются в зависимости от среднего значения рассматриваемого индекса (табл. 2).


Таблица 2. Интерпретация пороговых значений интегральной оценки уровня развития туристской инфраструктуры



На наш взгляд, предложенная методика позволяет:

– оценивать состояние и уровень развития туристской инфраструктуры отдельно взятого региона в сравнении с другими субъектами федерации;

– анализировать состояние каждого элемента туристской инфраструктуры, выявляя сильные и слабые стороны инфраструктурного развития;

– соотносить уровень развития туристской инфраструктуры с целевыми показателями долгосрочного планирования в сфере туризма на данной территории;

– группировать территории по уровню развития туристской инфраструктуры;

– на основе выявленных проблем формировать направления развития туристской инфраструктуры региона.

2. Оценка современного состояния туристской инфраструктуры региона

В России одно из самых выгодных положений с точки зрения развития туризма занимает Северо-Западный федеральный округ (СЗФО), обладающий уникальным сочетанием природно-климатических условий и крупнейших объектов культурного наследия . Въездной туристский поток в СЗФО в 2012 году составил около 14 млн. посетителей (рис. 4). При этом лидерами по объему туристского потока на протяжении последних лет являются Санкт-Петербург, Республика Карелия, Ленинградская и Вологодская области. Однако в последние годы туризм активно развивается в Новгородской и Псковской областях, о чем свидетельствует рост показателя объема туристских услуг в 3 и 2 раза соответственно (табл. 3).


Рис. 4. Туристский поток в регионах СЗФО в 2012 году, тыс. чел.


По-прежнему самыми востребованными в регионах Северо-Западного федерального округа являются следующие виды туризма: культурно-познавательный, активный, лечебно-оздоровительный, деловой. Высокая доля культурно-познавательного туризма (от 35 до 67 %) отмечается в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также Вологодской, Калининградской, Новгородской, Псковской областях, что объясняется высоким историко-культурным потенциалом этих регионов.


Таблица 3. Объем туристских услуг, оказанных населению на территории субъектов Северо-Западного федерального округа в 2009–2012 гг., млн. руб.


Тем не менее при достаточно хороших условиях для реализации туристского потенциала регионов в сфере туризма имеется ряд проблем. Прежде всего, они связаны с отсутствием эффективно действующей туристской инфраструктуры. Для оценки уровня ее развития в регионах СЗФО воспользуемся представленной выше методикой.

Для этого, прежде всего, рассчитаем индексы состояния и развития структурных элементов туристской инфраструктуры регионов.

Транспортная инфраструктура

Итоги расчетов показали (приложение 1), что хорошей транспортной обеспеченностью характеризуется г. Санкт-Петербург (I 1 = 801). Далее со значительным разрывом следуют Псковская область (I 1 = 439) и другие регионы округа. Наименьшие значения показателя развития транспортной инфраструктуры наблюдаются в республиках Карелия (I 1 = 141) и Коми (I 1 = 245).

Основные проблемы

В регионах наблюдается несоответствие темпов развития автомобильных дорог устойчивому росту автомобилизации, старение основных фондов транспортной инфраструктуры и их неэффективное использование. Весомым фактором, сдерживающим развитие туристской транспортной инфраструктуры, выступает недостаток придорожной инфраструктуры. В большинстве регионов СЗФО данный сектор слабо развит. Существует острая необходимость создания мест для отдыха водителей и пассажиров (питание, ночлег и кратковременный отдых в пути), кемпингов для автомобилистов и др.

Для большинства регионов России, как и СЗФО, актуальна проблема недостаточного технологического уровня развития транспортных систем. Именно в транспортной инфраструктуре очевидно существенное отставание в применении современных транспортных технологий и в информатизации транспорта .

Не теряют своей остроты такие проблемы, как низкий уровень развития речного и воздушного транспорта, непостоянство качества предоставления транспортных услуг, несоответствие сети автомобильных дорог потребностям движения (как по пропускной способности, так и по техническому состоянию), высокие тарифы транспортных предприятий, недостаток высококвалифицированных специалистов во всех отраслях транспортной системы, плохое состояние автовокзалов и железнодорожных вокзалов и др.

Информационно-коммуникационная инфраструктура

Развитие массовых коммуникаций и информационно-коммуникационных технологий имеет решающее значение для эффективной туристской деятельности. Большую роль играют современные электронные средства информации: создание информационных туристических порталов в сети Интернет, информационных туристских центров и терминалов на основных туристических маршрутах и т. д.

Анализ индекса информационно-коммуникационной инфраструктуры (приложение 2) позволяет сделать вывод о том, что лидирующее положение по уровню развития данного структурного элемента занимает город Санкт-Петербург (I 2 = 1000). Значение индекса у всех регионов достаточно высокое и варьируется в диапазоне от 629 до 1000.

Основные проблемы

1) отсталость технического и технологического оборудования, отсутствие в необходимом количестве современных телекоммуникационных технологий и средств информатизации;

Транспортная стратегия Российской Федерации // Официальный сайт Министерства транспорта РФ. – Режим доступа: http://www.mintrans.ru:8080/pressa/TransStrat_Gossovet_Rab_Groop_6.htm

Туризм - это сфера, которая у большинства людей ассоциируется с новыми впечатлениями, отдыхом и удовольствием. Он прочно вошел в жизнь современного человека, стремящегося изучить неизведанные края, памятники культуры, истории, природы, а также традиции и обычаи разных народов.

На сегодняшний день туризм представляет собой мощную индустрию. Она включает в себя самые разные компоненты. Одним из них является туристская инфраструктура и ее составляющие.

Основное понятие

Туристская инфраструктура - это совокупность гостиниц, транспортных средств, организаций общественного питания и проведения досуга, делового, познавательного, спортивного, оздоровительного и другого назначения. Но обслуживают путешественников не только эти предприятия. К данной категории относятся организации, осуществляющие турагентскую и туроператорскую деятельность. Одним из элементов этой сферы являются фирмы, предлагающие экскурсионные услуги, а также услуги гидов и переводчиков.

В инфраструктуру туристских объектов входят и те организации, деятельность которых напрямую не касается рассматриваемой сферы. Однако в тех местах, куда стремится попасть большое количество путешественников, они предлагают свои услуги и им. В этом перечне находятся автохозяйства, предоставляющие транспорт для экскурсионного обслуживания, предприятия, предлагающие услуги по прокату легковых автомобилей, а также кафе и рестораны, музеи и театры, спортклубы и кинотеатры, зоопарки и казино.

Состав инфраструктуры туризма

Из всех объектов, работа которых связана со сферой обслуживания путешественников, можно выделить два элемента. Первым элементом туристской инфраструктуры является индустрия гостеприимства. Сюда входят предприятия, которые предоставляют услуги по размещению отдыхающих и их питанию.

Второй элемент туристской инфраструктуры представлен трехуровневой системой. Рассмотрим ее подробнее.

На первом уровне этой системы находится производственная инфраструктура. В нее входят действующие здания и сооружения, транспортные сети и системы, которые непосредственно не относятся к продукту данной сферы, но в то же время их наличие необходимо для предоставления услуг путешественникам. Это связь и транспорт, коммунальное хозяйство и энергетика, безопасность, страхование и финансы.

На втором и третьем уровнях туристской инфраструктуры находятся организации и предприятия, деятельность которых непосредственно влияет на формирование конечного турпродукта. Что они представляют собой?

Во второй уровень включены предприятия, которые производят типичные для путешественников продукты. Результатом их деятельности являются товары для отдыха и средства передвижения, сувениры и экскурсионные услуги, организация досуга, выдача виз и т.д.

На третьем уровне находятся предприятия, которые производят нетипичные продукты, а также услуги для данной сферы. Это одежда для туризма и отдыха, косметические средства, фототовары, лекарства. Из услуг выделяют медицинские, парикмахерские, культурно-просветительские.

Таким образом, на первом уровне инфраструктуры туристской отрасли находится группа предприятий первичного турпродукта. На втором и третьем - вторичного.

Основные составляющие

К элементам инфраструктуры туристского рынка относят:

  1. Материальную базу, принадлежащую специализированным субъектам хозяйствования. В их число входят туристические агенты и операторы, экскурсионные бюро и производители, выпускающие товары для данной сферы.
  2. Систему государственных органов, создающих правовую базу туризма, а также контролирующих и регулирующих данную сферу в том или ином регионе. Сюда относятся государственные организации, предприятия и учреждения.
  3. Систему коммерческих и некоммерческих субъектов хозяйствования, функционирование которых осуществляется для развития и поддержки туризма в регионе. В этот перечень входят разнообразные выставки, ярмарки, биржи и т.д.

Основные функции

При рассмотрении понятия туристской инфраструктуры становится очевидным, что она представляет собой одну из частей инфраструктуры всего региона. Находясь в составе этого обширного комплекса, она призвана выполнять ряд определенных функций.

Среди них - обеспечивающая, интеграционная и регулирующая. Что характерно для каждой из них?

  1. Обеспечивающая функция инфраструктуры туристских объектов заключена в создании необходимых условий, способствующих организации обслуживания отдыхающих.
  2. Интеграционная служит для создания и дальнейшего поддержания связей между предприятиями данной сферы, а также для формирования в регионе туристских комплексов.
  3. Регулирующая функция для туристской инфраструктуры является самой важной. С ее помощью создаются новые рабочие места, оказывается влияние на спрос потребителей, развиваются отрасли, которые производят предметы потребления, а также происходит содействие росту финансовых поступлений в бюджет в форме налогов.

В рамках этих функций туристская инфраструктура способствует следующему:

  • упорядочивает и ускоряет товарооборот, остро реагируя на малейшие колебания рынка;
  • обеспечивает взаимные связи между продавцами и покупателями товаров, а также и тех и других с финансовыми компаниями - собственниками денежного капитала;
  • с помощью системы договоров позволяет сформировать деловые отношения на организационно-правовой основе;
  • обеспечивает государственное регулирование с одновременной поддержкой организованного движения турпродукта;
  • осуществляет юридический и финансовый контроль над перемещением финансовых и товарных потоков;
  • оказывает аудиторские, консалтинговые, инновационные, маркетинговые и информационные услуги, используя при этом различные институты инфраструктуры туристического рынка.

Влияние на экономику

Создание и развитие туристской инфраструктуры выгодно для любого государства, ведь данная сфера оказывает непосредственное влияние на экономику страны, в том числе прямое и косвенное. Первое из них представляет собой привлечение средств турпредприятиями за оказанные ими услуги, а также материальное обеспечение людей, занятых в данной сфере, расширение рынка труда, рост налоговых поступлений в бюджет.

Косвенное влияние на экономику страны и региона туристской инфраструктуры заключено в ее мультипликативном эффекте в области межотраслевого взаимодействия. Уровень этого показателя зависит от той доли дохода, которая будет потрачена в границах определенного региона.

Гостиничная индустрия

При создании туристской инфраструктуры невозможно обойти вопрос о размещении путешественников. Без этого оказание услуг в данной сфере становится просто невозможным.

Это основа системы гостеприимства. В нее входят самые разные варианты как индивидуального, так и коллективного размещения отдыхающих. Рассмотрим их разновидности подробнее.

Гостиницы

Эти предприятия являются классическими представителями инфраструктуры туристической сферы. Их отличие от других объектов для временного размещения людей состоит в предоставляемых посетителям номерах. Помимо этого, гостиницы - это предприятия, оказывающие такие обязательные услуги, как ежедневная заправка постелей, уборка жилых помещений и санитарного узла и т.д.

При формировании туристской инфраструктуры принимается во внимание необходимость в таких учреждениях, исходя из которой могут быть созданы как обособленные предприятия, так и целые гостиничные цепи, контролируемые одним руководством и осуществляющие коллективный бизнес.

Специализированные заведения

Помимо гостиниц в туристскую инфраструктуру входят и другие средства размещения путешественников. К ним относят меблированные комнаты и пансионы, а также иные объекты, обладающие номерным фондом и предоставляющие определенные обязательные услуги.

Существуют также специализированные заведения для обслуживания отдыхающих, в которых номеров нет. Исходной единицей для них служит коллективная спальня или жилище. В таких заведениях предоставляется место для ночлега, но при этом функция, касающаяся размещения туристов, не является для них основной. Это оздоровительные учреждения (реабилитационные центры и санатории), общественный транспорт с оборудованными в нем спальными местами (суда, поезда), а также конгресс-центры, проводящие на своей базе конференции, симпозиумы и прочие мероприятия с размещением участников.

В перечень иных коллективных средств туристской инфраструктуры входят комплексы домов, гостиницы квартирного типа, а также бунгало. В них помимо ночевки клиенту предоставляется минимальный перечень услуг.

Индустрия питания

Данная сфера является одной из важнейших составляющих инфраструктуры туризма. Ведь питание - это неотъемлемая часть любого тура.

В зависимости от обслуживания клиентов такие предприятия делятся на:

  • работающие с постоянным контингентом (при гостиницах, санаториях и т.д.);
  • обслуживающие переменный контингент (рестораны населенного пункта).

В систему общественного питания туристской инфраструктуры входят рестораны различной классности, бары, кафе, столовые, пункты самообслуживания и быстрого питания. Все они призваны обеспечить потребности путешественников, прибывших в данный регион.

Виды питания

При составлении договора на оказание туристских услуг в нем обязательно есть указания на наличие завтрака или полупансиона а также полного пансиона (трехразовое питание). Некоторые варианты дорогого обслуживания предусматривают возможность предоставления блюд в любом количестве и в любое время.

Организация досуга

Предприятия питания, входящие в туристскую инфраструктуру, призваны выполнять не только свою непосредственную функцию, касающуюся приготовления блюд. Они также должны предоставлять возможность посетителям развлечься, получив при этом незабываемые впечатления.

Благодаря этому многие туристы предпочитают отправляться в гастрономические и питейные туры, во время которых они знакомятся с национальными кухнями разных стран.

Туроператоры

В туристическом бизнесе существуют фирмы-организаторы перемещений путешественников. Это предприятия-туроператоры и турагенты.

Первые из них являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с формированием, продвижением и реализацией конечного продукта данной сферы. Они формируют туры, составляя упорядоченную и взаимоувязанную по срокам, согласованную по качеству и стоимости последовательность услуг и работ. При этом производится заключение договоров на бронирование мест, их резервирование и предоставление. Туроператоры играют немаловажную роль в туризме, ведь в их задачу входит пакетирование различных услуг.

Турагенты

Данные объекты инфраструктуры туризма - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с продвижением и реализацией конечного продукта рассматриваемой сферы. Такая фирма приобретает разработанные и реализует их потребителю.

При этом к предлагаемому продукту добавляется стоимость проезда от того места, где будет сформирована группа, до первой гостиницы или иного пункта размещения, а также от последней точки маршрута обратно.

Транспортная инфраструктура

Входящие в нее объекты являются одним из составных элементов индустрии туризма. Транспортная туристская инфраструктура представляет собой совокупность транспортных организаций, которые занимаются перевозками путешественников.

Существующая в каждой стране система формируется с использованием следующего:

  • животных - собак, ослов, лошадей, верблюдов, слонов;
  • механических наземных средств - велосипедов, автомобилей, автобусов, поездов;
  • воздушных средств перемещения;
  • водного транспорта - лодок, плотов, морских и речных надводных судов.

Исходя из этапов выполняемой работы выделяют:

  • трансфер, представляющий собой доставку туристов к отелю от вокзала или терминала аэропорта и аналогично назад по окончании тура;
  • перевозки к месту назначения на дальние расстояния;
  • перевозки во время выполнения железнодорожных и автобусных туров;
  • перевозки грузового типа для шопинг-туров.

Стоит отметить, что развитие туризма напрямую зависит от развития транспорта. Оно имеет место, как правило, с появлением более скоростных, комфортабельных и безопасных средств передвижения.