Заграничные паспорта и документы

Общественный транспорт в Албании: поезда, автобусы, фургоны. «Знаменитые» Албанские дороги. Автомобильный транспортАлбании

Динамику албанской железнодорожной отрасли можно описать одним словом: примитивизация. Это относится к сети железных дорог, пассажирским и грузовым перевозкам, состоянию путевой инфраструктуры, локомотивному и вагонному паркам. В частности, пассажиропоток, достигавший в лучшие годы 4 млн. чел. в год, с начала столетия стал неуклонно и быстро снижаться, и сейчас едва превышает цифру 300 тысяч (википедия). Отмены и сокращения поездов сопровождались и физической деградацией сети дорог. Так, в конце 2013 года, железная дорога ушла даже из столицы страны: на участке Вора-Тирана рельсы были разобраны, а станция и вовсе уничтожена.

От некогда развитой сети железных дорог, по сути, осталось три участка с пассажирским движением: Дуррес-Влёра, Шкодер-Шкозет и Рогожино-Либражд. Узловых же станций осталось только две: Шкозет и Рогожино.

Я намеренно оставил на этой схеме транграничный участок Подгорица-Шкодер, в тщетной надежде на возвращение пассажирского сообщения между Албанией и Черногорией, пока там не разобрали рельсы. По моей оценке, такой поезд пользовался бы невероятным спросом среди туристов, поскольку альтернативы в виде надёжного автобусного сообщения между странами нет.

Неизвестно, долго ли протянет железная дорога хотя бы в нынешнем состоянии, поэтому не став дожидаться её ужасного конца, я решил посвятить день 3 апреля этому на глазах исчезающему виду транспорта. Выбирать было не из чего: даже базируясь в главном железнодорожном центре страны - Дурресе, можно составить лишь один маршрут для дневной покатушки туда-обратно, а именно Дуррес-Либражд. Расписание всех албанских поездов помещается на одной странице формата А4:

Итак, во всей Албании осталось 4 (четыре) пары поездов: две сообщением Дуррес-Эльбасан, и по одной Дуррес-Шкодер и Дуррес-Влёра. Интересно, что оборот этих поездов составлен таким образом, что "ночуют" они все на разных конечных станциях, в результате чего утром из Дурреса отправляется только один - на Либражд; им же можно вернуться обратно в тот же день. Относись это расписание к развитой ж.д. стране, внимательный читатель смог бы предположить, что кроме упомянутых, в Албании имеется ещё один ВБС (Влёра-Либражд), а на станции Эльбасан производится отцепка лишних вагонов. В реальности же, никакой перецепки вагонов нет: пассажиры из Влёры просто перепрыгивают на согласованный поезд на станции стыковки, а в Либражд привозят все вагоны, что вышли из Дурреса (и неважно, что пустые).

Либражд настолько мал, что делать в нём нечего даже в течение того часа, пока машинист обедает. Поэтому было решено проехать не весь путь, а только до Эльбасана, использовав те три часа, что поезд оборачивается по конечной станции, для прогулки по городу (будет отдельный пост). Единственной сложностью всего этого плана было встать в 5 утра, но мы справились, и за полчаса до отправления прибыли к месту старта - на вокзал города Дуррес. Здание вокзала проектировалось с расчётом на кипучую жизнь, а сегодня форма выглядит несоразмерной своему содержанию:

Единственная функция этого двухэтажного дворца - продажа билетов. Тарифы в Албании предельно низкие: поездка на 100 км обойдётся вам по цене капучино - примерно в $1. За свой билет туда-обратно я отдал всего лишь 230 лек - перегоревшая накануне лампочка и то стоила дороже:)

Купив билеты, выходим на платформу. Вокзал, хоть и велик, не особо выделяется на общем фоне:

Обратите внимание на крытый виадук в левой части кадра - это переход в морской порт, и по сравнению с соседним входом в ж.д. вокзал, он гораздо более оживлён в утренний час - из Италии только что прибыл первый паром. Но вернёмся на нашу платформу. Здесь абсолютно ничего не изменилось за год, с тех пор, как я тут побывал в первый раз:

Даже в списке направлений не стали зачеркивать неактуальные нынче города Тирану и Поградец:)
А наш поезд уже стоит на первом (или втором?) пути, гостеприимно распахнув по половинке каждой двери (вторая, как выяснилось позже, уже не везде открывается). Албанский поезд состоит из двух довольно длинных двухсекционных вагонов,

ведомых маневровым тепловозом чешского производства:

Весь локомотивный парк страны состоит из точно таких же тепловозов, коих в 70-80х импортировали 61 штуку. Вероятно, осталось половина из них: с десяток заняты на линиях, остальные ржавеют стоят на приколе на станциях Шкозет и Фьер.

Что же касается вагонов, то определить их происхождение не так просто: я долго искал, но так и не нашёл ни одной таблички с завода-изготовителя. Однако, по надписям к различному вспомогательному оборудованию, можно заключить, что вагоны начинали свой жизненный путь в одной из немецкоязычных стран. В целом, вагон довольно удобный, хотя и немного раздолбанный:

В отличие от кресел, на окнах не осталось ни одного живого места. Все стёкла в трещинах, а форточки (где они есть) зафиксированы в последнем положении перед поломкой: в закрытом, полуоткрытом или совсем распахнутом виде:

Это обстоятельство чрезвычайно усложнило задачу блогера: ехать у открытого окна означало замёрзнуть через 5 минут (не май месяц), а на других местах было невозможно фотографировать через окно - либо трещины, либо слой пыли. В общем, со стёклами оказалась такая же ситуация, как год назад на канатной дороге - албанцы не дружат с прозрачными окнами на транспорте.

Несмотря на то, что все вагонные помещения были маркированы 2-м классом, в VIP-секцию первого вагона нас не пустили - там ехали официальные лица: проводница, буфетчица и полицейский с приятелем. Так испарилась моя последняя надежда на снимки видов из окна. Как позже выяснилось, на остановках тоже особо не поснимаешь: больше одной минуты поезд стоял только тогда, когда вип-персонам захотелось выпить чашечку кофе на какой-то станции - машинист к ним хотя и не присоединился, но десять минут терпеливо подождал.

Вот, собственно, и наш машинист перед началом своего рабочего дня:

Всё просто и по-свойски: на работу приехал на велике, в обычной гражданской одежде. Вскоре подъехал такого же плана напарник, и началась загрузка велосипедов - вдвоём это делать намного легче:

Из всего персонала, в железнодорожной форме щеголяет лишь один человек - перронный контролёр:

Билетов он не проверяет, а только следит за порядком на вверенной ему территории - например, отгоняет старушек от края платформы перед прибывающим поездом. Как видно даже по фотке, в Дуррессе это был добродушный дядька, а вот в Эльбасане попался весьма строгий мужик - сразу запретил фотографировать и конвоировал меня до самого выхода, чтоб я ни дай бог не ослушался:)

Однако, пора в путь. До Эльбасана 76 километров, которые поезд преодолевает ровно за 3 часа. Учитывая состояние рельсов, это весьма неплохая скорость, и на некоторых участках состав разгонялся до 40 и даже 50 км/час. Заполненность вагона нигде не превышала трети, а из конца в конец доехало от силы человек 10. Основной поток пришёлся на трафик между соседними станциями, а вблизи крупных городов обнаружились даже коммьютеры, до конца верные привычному виду транспорта.

За полчаса поезд резво доехал до станции Голем, что в районе дальних пляжей. Помня, с каким трудом в летний сезон туда добираются отдыхающие - либо с пересадкой на автобусах, либо постояв в пробках на машине, - смею предположить, что поезд по данной позиции ничем не уступает своим конкурентам за пассажира. Что мешает пустить пригородный состав с ежечасным курсированием по летнему расписанию?

Более того, во все остальные города по пути следования нашего поезда удобнее и быстрее попадать именно этим способом. К примеру, между Дурресом и Эльбасаном вообще нет прямого автобуса, а делать пересадку в Тиране трудно - автобус прибывает в одно место, а отправляется из совершенно другого. Так что за сохранение ж.д. транспорта у нас есть аргументы.

Едем дальше. Везде однопутная колея, и разъехаться поезда могут только на станциях. Спустя час после отправления, на станции Кавай отмечаем первый встречный поезд - эльбасанский. Он ничем от нашего не отличается:

У проводницы и буфетчицы работа непыльная: первая только проверяет билеты (двери на остановках открывают сами пассажиры), а вторая один раз за всю дорогу разносит напитки. Полицейский ходит чаще, но только потому, что он человек более общительный - пассажиры в поезде прилюдно не буянят.

По контрасту с Дурресом, вокзалы остальных станций выглядят неказисто и уныло, так что снимал я их только для порядка:

Проехав примерно полпути, достигаем узловой станции Рогожино (Rrogozhinё). Здесь нас уже поджидает второй встречный состав - влёрский, и часть его пассажиров делает спортивную пересадку, за минуту стоянки буквально впрыгивая в наш поезд. Влёрский же покинул станцию настолько быстро, что я даже не успел его заснять:

Работающий семафор я обнаружил за весь путь всего один (по крайней мере, там горели лампочки). И правда, кому они нужны при таком малом трафике? Тем более, что при проезде населённых пунктов паровоз непрерывно гудит как слон. Впрочем, шлагбаумы на некоторых переездах всё-таки работают.

Та же станция на обратном пути. Здесь наш поезд приходит чуть раньше влёрского, чтоб народ успел на пересадку:

Здесь мы уже повернули на восток и движемся вверх по долине реки Шкумбини. Долина широкая, живописная, интенсивно распаханная:

Но вот сама река - лучше б глаза не видели: все прибрежные кусты настолько густо покрыты мусором, что напоминают новогоднюю ёлку. А ведь то, что не осаждается на ветках, доплывает до моря.

Город Рогожин (ударение на последнем слоге) славится своим многокилометровым акведуком (часть его можно увидеть на дальнем плане предыдущего снимка). Очевидно, древние албанцы построили его для полива огородов. Ради такой достопримечательности пришлось исхитриться и снять её через стекло на полном ходу:

Следующая станция - Печин - порадовала креативной вывеской:

Больше в этом областном центре ничего примечательного из окна не обнаружилось, ну разве что тюрьма строгого режима:)

Дальше дорога пошла ощутимо в гору, появились даже туннели длиной 100-300 метров. Почти час до самого Эльбасана не было крупных станций - единственный город Церрик (Cёrrik) располагался за рекой. Церрик в годы социализма был крупным промышленным центром, здесь даже действовал небольшой НПЗ. К бывшему заводу ведёт ветка железной дороги, на всех картах отмеченная как "действующая, для грузового движения". На самом деле, проехать по ней проблематично, да и незачем больше:

Здесь же отчётливо видны "мусорные берега" Шкумбини.

На подъезде к Эльбасану, поезд проходит мимо (а точнее, проезжает насквозь) ещё одного гиганта социалистической эпохи - металлургического комбината. Завод размером не меньше самого города выглядит заброшенным, но в отдельных цехах ещё теплится жизнь. К сожалению, ни одного ракурса мне взять не удалось.

Три часа позади, наконец прибываем в Эльбасан. Вокзал выглядит куда скромнее дурресского, но всё-таки видно, что станция крупная:

Здесь даже имеется выделенный первый путь, но машинисты его игнорируют. Зато поболтать с приятелями - всегда готовы:

Тут меня засёк перронный охранник, и последний кадр пришлось делать на обратном пути, да и то исподтишка:

Это вид на западную горловину станции. Во-первых, на станции имеется какое-никакое путевое развитие. Во-вторых, впервые замечены грузовые вагоны (это потом, на обратном пути нам попался целый товарный поезд). В-третьих, на запасном пути стоит запасная же вагонная пара. Не знаю, из каких соображений (может, из суеверия), но на конечных станциях локомотив оставляет привезённые вагоны и забирает новые. Так, на обратном пути мы уже ехали в других вагонах, хотя и с тем же самым персоналом.

Наверное, снизу он выглядит намного эффектнее, чем из окна поезда, идущего поверху, но всё равно прокатиться было бы интересно. Ну что ж, оставим это на следующий раз, если движение не закроют раньше, чем я соберусь это сделать.

Влёра (Албания) - самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Влёра с описанием, путеводители и карты.

Город Влёра (Албания)

Влёра - прибрежный город на юге Албании . Имеет особое значение для всех албанцев, так как именно здесь была провозглашена их независимость от Османской империи. Также Влёра - один из главных курортов страны. Город расположен в живописном месте Албанской Ривьеры на границе Ионического и Адриатического морей и окружен красивыми пляжами, древними монастырями и историческими памятниками.

География и климат

Влёра находится в юго-западной части албанского побережья. Город расположен в южной части Адриатического моря и в северной части Ионического моря. Расстояние от Тираны - 135 км. Климат - типичен для Средиземного моря. Летом здесь очень тёплое и сухое, а зима - мягкая и влажная.

Практическая информация

  1. Население - 131 тыс. человек (третий по величине город Албании).
  2. Площадь - 12 км².
  3. Язык - албанский.
  4. Валюта - лек.
  5. Время - UTC +2.
  6. Власти Албании в туристический сезон разрешают посещение страны без визы. Обычно это период с апреля по октябрь. Точные даты каждый год немного варьируются. Безвизовый режим разрешен только для туристических и частных поездок. Максимальный срок пребывания при этом – 90 дней.
  7. Влёра славится свежими морепродуктами.

История

Город был основан древними греками в 6 столетии до н.э. В период Римской империи Влёра являлся важным портом. После её распада город был частью Византии. В 5 веке здесь было основано епископство.

В 1477 году Влёра был занят османами. В конце 17 века город был совсем ненадолго захвачен венециацами. В 1912 году здесь была провозглашена независимость Албании. Влёра стал первой столицей независимого албанского государства. Во время Первой и Второй мировых войн был оккупирован Италией.


Как добраться

Ближайший аэропорт расположен в Тиране. Из столицы Албании сюда можно добраться на поезде и автобусе. Также Влёра имеет регулярное автобусное сообщение с Сарандой.


Достопримечательности

Монумент независимости - центральный элемент главной площади Влёра. Был установлен в 1972 году и является ярким примером социалистического реализма.


Карабурунский полуостров - живописная природная достопримечательность, расположенная в месте, где Адриатическое море встречается с Ионическим. Объявлен национальным подводным парком. Полуостров включает великолепные пляжи и уютные бухты, таинственные пещеры и кристально чистые морские воды.

Мечеть Муради - старинное мусульманское религиозное сооружение, датируемое 1542 годом. Предполагают, что мечеть построили по приказу султана Османской империи Сулеймана. Здание построено из красного и белого камня известным албанским архитектором того времени.


Звернецкий монастырь - старый византийский монастырь, посвящённый Деве Марии. Расположен в 20 минутах езды от Влёра. Монастырь был построен в 13 или 14 веке.


Мармирой

Церковь Мармирой - средневековая церковь, построенная, вероятно, в 13 веке.


Замок Али Паши

Замок Али Паши датируется первой половиной 19 века. Первоначально (в 15 столетии) здесь была построена венецианская крепость, разрушенная французами в 1798 году.

Замок Канине - средневековый замок, который возвышается на склоне горы Шушица в 6 км от Влёра. Крепость здесь была основана в 3 веке до н.э. В 6 веке крепость была перестроена Юстинианом.

  • Горящие туры по всему миру
    • Редакция «Тонкостей туризма»

      Дороги и общественный транспорт в Албании все еще оставляют желать лучшего. Расстояние, которое в капиталистической и обустроенной Западной Европе путешественник проделает за час, тут способно отнять 3-4 часа. Запаситесь терпением и приготовьтесь к продолжительной поездке.

      Из Дурреса во Влёру можно добраться на такси, маршрутках частников, автобусах или поезде. Последний ходит раз в день, актуальное расписание уточняйте на железнодорожном вокзале. Дорога отнимет порядка 5 часов, билеты стоят примерно 200-300 ALL. Вагоны старые, во многих поездах нет туалетов.

      Автостанция Дурреса расположилась рядом с вокзалом, активность у маршруток и автобусов выпадает на первую половину дня. Цены сопоставимы с железнодорожными, но оговаривать стоимость поездки лучше заранее. Также стоит зайти на станцию за день до запланированной поездки и попытаться сориентироваться на месте по времени отправления. Расписание - понятие условное, часто зависит от водителя и от наполнения салона. Автобусы имеют обыкновение не ехать, а ползти, поэтому хорошо бы занять место у окна и в кресле, а не на предложенном перевернутом ведре или скамейке, сооруженной в проходе из доски.

      Раз в неделю по маршруту проходит удобный и быстрый автобус компании Florentia Bus (веб-сайт на англ.).

      Еще один вариант - арендовать автомобиль. Такой способ избавит от головной боли поиска нужного автобуса, но не спасет от пробок и плохих дорог.

    Добавить ответ

    Побережье Албании

    • Где остановиться: в любом из отелей Влёры или в апартаментах с видом на море. В Саранде выбор гостиниц небольшой, а вот в Дурресе можно найти номер на любой бюджет. Самые дорогие отели в Поградце , но из их панорамных окон открывается отличный вид на озеро и горы.
    • Что посмотреть: условную границу между Адриатическим и Ионическим морями, древнегреческие постройки и средневековые крепости во Влёре . В Саранде стоит посетить «новую Трою» - древний город Бутринти и самый крупный в мире акрополь в раскопанном археологами Фойнике. В Дурресе больше памятников римской эпохи: акведук, бани, амфитеатр, а в окрестностях Поградца множество средневековых замков, мостов и церквей. Главные же его достопримечательности -

    Влёра располагается в прибрежной части Албании в месте, где соединяются Адриатическое и Ионическое моря. Ее строили еще античные греки – первые постройки в городе датируются VI веком до н. э.. Как и вся территория Албании эти земли пережили множество нашествий – римское, византийское, турецкое. В XV веке Влёрское побережье несколько лет находилось под управлением короля Неаполя, пока его снова не захватили турки. Окончательно Влёра освободилась в 1912 году и тогда же на 8 лет была объявлена албанской столицей.

    Как добраться

    Можно доехать из Тираны автомобилем. Расстояние от столицы равно 135км по довольно неплохой для Албании дороге. Несколько дорого ведут в город также из соседних Македонии и Греции.

    Из Тираны на Влёрское побережье ходит автобус. Автобусом можно добраться и из Афин – ежедневный дневной или ночной автобус стоит около 30 евро.

    Из Бриндизи (Италия, южнее Бари) каждый вечер отходит паром, прибывающий в порт Влёры ранним утром.

    Транспорт

    Как и везде в Албании: автобусы и фургоны (маршрутки). Такси тоже есть.

    Связь и интернет

    В Албании работают несколько мобильных операторов, самый популярный из них это Vodafone, а также Telekom Albania. Предъявив паспорт и указав место жительства в Албании, можно купит местную сим-карту. Можно также купить симку оператора Eagle Mobile. Он принадлежит государственной компании AlbTelecom и имеет хорошее покрытие, что позволяет неплохо сэкономить на звонках. Роуминг для абонентов крупнейших российских операторов доступен, но дорог.

    Интернет в Албании в целом до сих пор не очень развит в силу того, что долгое время она была одной из самых изолированных в мире стран. Wi-Fi соединение можно найти только в некоторых крупных отелях и библиотеках. В Тиране и некоторых крупных городах имеются интернет-кафе.

    Места отдыха

    Влёра – это пляжи. Их количество составляет почти 30% от общего количества пляжей в стране. Здесь начинается лучшая в Албании зона отдыха – Ривьера Цветов, тянущаяся до Саранды на самом юге страны. Купаться можно с мая по октябрь, средняя температура воды 22-25°C. Пляжи, в основном, мелкогалечные и песчаные с развитой инфраструктурой.

    Лечение в городе

    Совсем недалеко от города Влёра расположен климатический курорт Уйет-э-Фтохта (что означает «холодная вода»). Здесь построено немало домов отдыха и отелей, в летнее время здесь организуют детские лагеря. Горы, расположенные на северо-востоке преграждают доступ холодным ветрам, создавая комфортный микроклимат. В местных здравницах лечат болезни дыхательной и нервной системы.

    Кроме того, по соседству найдены месторождения хлоридно-натриевых минеральных вод, содержащих также йод и бром.

    Что привезти

    Традиционные албанские сувениры: различные поделки из резного камня и дерева, текстильные изделия. Местные оливки и масло из них, местное вино из винограда сортов Мерло и Каберне.

    Что и где поесть

    Здесь лучшие в Албании морепродукты. Лучше всего осьминогов, креветок, рыбу и прочую морскую живность готовят в ресторанах Paradise Beach и Makareshi.

    Обязательно стоит попробовать местную кухню: кукурек (блюдо из запечённых на гриле субпродуктов), кумештор (десерт из молока, яиц, ванили, сахара и муки) и харапаш (мясной пирог с сыром и бараниной, для теста используется кукурузная мука). Очень популярен в этих местах ягненок, приготовленный на вертеле – “Mish ne hell».

    Местная кухня типична для прибрежных и горных районов – высочайшего качества продукты, приготовленные на гриле. Лучшие блюда региона можно попробовать в ресторане «Кузум Баба». Он расположен на одноименной террасе, возвышающейся над городом и возникшей под влиянием морских волн.

    Цены в большинстве ресторанов, как и по всей Албании, совсем невысокие – от 7 до 11 евро на человека за обед из трех блюд с местным вином.

    В месте слияния Адриатического и Ионического морей в морскую воду вливаются воды минеральных источников. Местные берут на пляж пустые бутылки, чтобы наполнить их целебной водой.

    Развлечения и достопримечательности

    Среди наиболее посещаемых достопримечательностей Влёры – Этнографический и Исторический музеи, мечеть Мурадие, Музей Независимости.

    В самом городе и вокруг него расположено множество древних замков, самый известный из которых – Канина. Он расположен в 6км от Влёры в одноименной деревне на гое Шушика на высоте 380 км над уровнем моря. Считается, что он был построен в III веке до н. э.

    Вокруг города есть несколько пещер, в которых можно увидеть наскальные рисунки времен неолита и палеолита.

    Погода по месяцам в Влёре

    Климат на побережье Албании типичен для Средиземного моря – мягкая влажная зима и сухое жаркое лето. Влёра получает 2000 солнечных часов ежегодно – больше, чем любой регион страны. Летняя жара смягчается морским бризом, осадки выпадают главным образом осенью и зимой.

    месяц

    температура воздуха днем °C

    температура воздуха ночью °C

    температура воды °C

    +13 +9 +15
    февраль +15 +10 +15
    март +16 +11 +15
    апрель +20 +13 +16
    май +23 +16 +19
    июнь +27 +20 +22
    июль +31 +23 +25
    август +31 +24 +26
    сентябрь +27 +21 +25
    октябрь +23 +17 +22
    ноябрь +19 +14 +20
    декабрь +15 +9 +18

    Подробная карта города

    Знаете, что больше всего напрягало меня в планировании поездки в Албанию? Её общественный транспорт и ужасные дороги. Перспектива передвижения по стране со средней скоростью в 30 км/ч в битком набитых старых автобусах без вентиляции - радость на любителя. Глобально я рассказал про трудные туристические будни в кратком отчете "Албания: руководство по эксплуатации", поэтому здесь упор сделаю лишь на транспорте. Некоторые вещи буду вынужден повторить из первоначального текста, поскольку они актуальны. Примите за аксиому, что албанские дороги скушают львиную долю вашего времени, а поиск несуществующих автостанций - львиную долю ваших нервов. И все же Албания прекрасна, это неоспоримый факт. Начнем с албанской железной дороги, отличающейся немалым колоритом -

    Друзья, вас сильно испугала фотография выше? Не переживайте, этот вагон стоит на запасных путях и давно не видел пассажиров. На самом же деле, ездить в Албании вы будете в других вагонах, несколько лучше, чем этот. Дело в том, что несколько лет назад Албания закупила у Италии старые (по итальянским меркам) вагоны и теперь эти старые итальянские вагоны шустрят по албанским рельсам. И пусть вас не смущают повсеместно разбитые окна, это детишки забавляются камнеметанием по проезжающим поездам. Впрочем, по словам местных, в последние годы хулиганская практика сошла на нет и ездить стало абсолютно безопасно -

    Изнутри вагоны выглядят достаточно цивильно, по крайней мере лучше, чем некоторые дальнего следования, где во-истину ад и жуть, словно перевозят не людей, а скот. Албанцы ездят в существенно лучших условиях, чем россияне -

    А вот что роднит албанские поезда с российскими электричками (по расстоянию, электричка Москва-Петушки соответствует самому длинному в Албании переезду из Шкодера во Влёру), так это отсутствие туалетов. Точнее говоря, туалеты есть, вы же понимаете, что даже 40 лет назад в Италии народ не мочился в переходах между вагонами. Но албанцы зачем-то туалеты замуровали, поэтому пассажиры изыскали свой путь справлять нужду, примерно так -

    Албанские вокзалы изяществом архитектуры не отличаются, это вам не Будапешт и не Москва. Тут все выдержано в строгих красках соцреализма шестидесятых, когда Албания рассорилась с Хрущевым и взяла на вооружения пламенные идеи Маоизма -

    Путешествуйте на албанских поездах, там встретите красивых девушек -

    А вот и расписания -

    И цены (для удобства $1 = 100 Leke) -

    Внутренне убранство вокзала -

    Албанские составы движимы исключительно старыми маневровыми тепловозами, сейчас прицепят его к тем вагонам и поедет пассажирский поезд из Дурреса в Тирану -

    Железнодорожный транспорт я уважаю и всегда предпочитаю его автобусному. Но в случае с Албанией реальность такова, что поездом имеет смысл пользоваться только если у вас безумно много свободного времени. Дело даже не в разбитости вагонов и не в закрытых туалетах. Мало того, что сеть ж.д перевозок очень ограничена, по сути всего две линии: Шкодер - Дуррес - Влёра, Дуррес - Тирана и Тирана - Поградец. Почти все поезда идут через Дуррес, это узловая станция. Поездов очень мало, скажем, на линии Шкодер - Влёра всего 2 поезда в сутки, на линии Тирана - Поградец и вовсе один. На линии Тирана - Дуррес ходят порядка 5 поездов в день, 35 км они проходят за час с лишним. Не сложно посчитать, сколько времени вы будете ехать, скажем, из Влёры в Шкодер, там расстояние около 200 км. И это все еще при условии, что выезд в 4.30 утра вас вполне устраивает.

    p.s В развитие темы ж.д Албании настоятельно рекомендую ознакомиться с отчетом коллеги griphon , очень подробно рассказавшего про свой опыт путешествий по Албании на поездах.

    Автобусы

    Я уже рассказал про особенности передвижения по Албании на автобусах, для тех, кто не читал, очень кратко повторюсь. Перемещение по Албании будет неоправданно долгим, мучительным и в плохих условиях. Добавьте к недостатку дорог еще и сложный горный рельеф, убитые автобусы с не работающей вентиляцией и получите следующие цифры: средняя скорость перемещения по северной части Албании будет около 40 км/ч, в южной, более гористой - 30 км/ч. Пусть вас не смущают малые размеры страны, вы проведете в транспорте больше времени, чем в посещении достопримечательностей. Признаться, я не верил, как можно ездить настолько медленно? А ларчик открылся очень просто: горная дорога, вся в выбоинах, ползет грузовик возраста наших родителей, за ним - сто машин и двадцать автобусов. На встречной полосе - идентичная картина. Потом кто-то глохнет, вы стоите в пробке. Так что расслабьтесь и исходите из данной выше формулы 30 и 40. Относительно неплохая дорога построена между Тираной и Дурресом, но и там быстрее 50 км/ч не разгонитесь, а если на каком-то участке ваш шофер выдал 100 км/ч, то верный знак - впереди пробка и вы встанете на час из-за аварии, или поломки очередного автобуса. Еще активно строят автостраду из Тираны в Шкодер, но пройдет еще несколько лет, пока она заработает.

    Теперь вам очень легко просчитывать время на дорогу. Собрались из Тираны в Гирокастру? Отлично, достойное место. Туда 170 километров, дорога на юг. Значит, 170 делим на 30 и получаем около 6 часов пути. Вам в аэропорт Ринас из центра Тираны? Вам кажется, что 25 км это мало? Заложите на дорогу час - не ошибетесь.

    Итак, Албания была одной из самых закрытых стран мира в течение полувека. Немудрено, что в ней сложились тонкости, нам неведомые. Например, будучи в Шкодере, я долго ломал голову, как мне поймать такси до крепости Розафа, что в 5 км от центра. Ни одного такси на улице замечено не было. По российской привычке вытягиваю руку - никто не останавливает, люди смотрят с недоумением. Тут замечаю, что неподалеку от меня вдоль улицы выстроились чуть ли не два десятка обычных машин, у всех открыты двери. Оказалось, что это и есть такси, точнее говоря “бомбилы”. Но сами они к вам могут и не подойти, хотя прекрасно видят, что вы ловите машину. Прикол в том, что официальные таксисты платят налоги и выдают квитанции, а бомбилы вынуждены, по крайней мере формально скрываться. Если вы подходите сами, они вас повезут, мол, попросил человек, не смог отказать. Но если бы они сами вам навязывались - это уже риск нарваться на инспектора за незаконную предпринимательскую деятельность. Собственно, все это мне и рассказал один из бомбил.

    Снова вернемся к коммунистическому прошлому Албании. Раньше народ не рассекал по стране и за границу, а лишь перемещались из дома на производство. Те, кто едут на трубный завод, ждали подвозку на выезде из города рядом с памятником албанскому коммунисту. Сейчас памятники снесли, но система ожидания автобусов и маршруток в странных местах сохранилась. В городке Фиер (Fier) маршрутки в Берат отправляются с некой точки, что между заброшенной котельной и городской свалкой. Долго же местный англоговорящий парень мне это объяснял “Идешь прямо километр, потом направо метров двести. Там увидишь заводскую трубу, иди к ней. Дойдешь до трубы - посмотри влево, там будет мусорная куча, ты до нее дойди, а затем переходи на противоположную сторону дороги - там и будет маршрутка”. В охреневшем состоянии я прошел весь путь, но маршрутку не нашел, зато был облаян стаей бродячих псов. В итоге оказалось, что маршрутка ходит несколько раз в день и сегодня последняя уже ушла. Пришлось вернуться назад в центр, искать маршрутку до какого-то поселка (чье название забыл) и уже оттуда пересаживаться на Берат.

    В крупных городах есть некие подобия автостанций, например в Дурресе все автобусы кучкуются в одной точке, рядом с ж.д вокзалом. Расписаний вам не найти, не надейтесь. Некоторые местные жители вам подскажут, что автобус в Тирану ходит каждый час. Далее небольшая коллекция албанских автобусов, в которых вам предстоит проводить немалую часть путешествия по это стране -

    Некоторые автобусы довольно цивильны, но это редкость. Автобус, который вы видите ниже - огромная редкость, я бы сказал единственный из мной встреченных. Там работал даже кондиционер, что абсолютный нонсенс -

    В 9 из 10 случаев вас будут ждат другие автобусы -

    Автобусы буду всегда переполнены, поскольку водители ждут, пока последнее место не будет занято. И даже когда все места будут заняты, последним раздадут ведра и они поедут в проходе на ведрах. Это очень удобно, судя по всему.

    А мне разок пришлось ехать в багажнике микроавтобуса, сидя на запасном колесе -

    Цены на транспорт

    Поезда стоят исходя из расчета $1 за 50 километров, автобусы $1 за 30 километров, микроавтобусы (фургоны) $1 за 20 километров. Соответственно, проезд на микроавтобусе из Саранды на крайнем юге Албании в Тирану 180 километров будет стоить $10-12, из Тираны в Дуррес всего 35 километров - чуть более полутора долларов.